главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
....................................
статьи

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудъюг.


   21.08.20. Будильник завели на 5. Но в 5 Юра сказал, что ещё холодно, и завести надо на 7. В итоге встали в 6.30. Уже светило солнце и было достаточно тепло. Быстро позавтракали, оставили пустую палатку и поехали по «бетонным рельсам» к морю, это рядом.
  
В 8.40 мы уже спустили лодку на воду. На море сейчас прилив. Выходим на фарватер. Местные рыбаки из Лапоминки нам  сказали, что по фарватеру красный буй должен быть слева, а зеленый справа. С утра было тихо, но на середине пути откуда-то поднялась волна, хотя ветра вроде нет. Один раз волна даже перелилась через борт лодки. Старый и новый маяки на острове Мудьюг видны издалека. Туда мы шли ровно час. Причалили возле маяка и вытащили лодку на берег. Как выяснилось впоследствии, у маяка самое глубокое место и в отлив лодку тащить к воде не очень далеко.
   Мудьюг - остров в юго-восточной части одного из крупнейших заливов Белого моря — Двинской губы. Остров, вместе с островами Никольская Коса и Голая Кошка, отделяет залив под названием губа Сухое Море, расположенный вблизи устья реки Северная Двина, от остальной части Двинской губы.
  
  Остров песчаный, низменный, средняя часть острова покрыта кустарником и хвойным лесом. Восточный и южный берега его безлесные и сплошь покрыты дюнами, поросшими мхом и травой. Вытянут в меридиональном направлении вдоль Зимнего берега Белого моря, длина около 12 км, ширина 1—3 км, площадь — около 30 км². Южная оконечность находится примерно в 40 км от центра Архангельска. К востоку от острова находится обширное обсыхающее мелководье — губа Сухое Море. На острове расположен маяк Мудьюгский на каменной башне высотой 40 м, открытый в 1838 году. При маяке имеются служебные и жилые здания, радиомаяк, девиационный радиомаяк, радиолокационный маяк-ответчик и звукосигнальная установка, которая находится в 220 м к юго-юго-западу от маяка. На острове организован пожарно-спасательный пост (с 2007 года).
  23 августа 1918 года на острове интервентами был создан концентрационный лагерь — сначала как лагерь для военнопленных, со 2 июня 1919 года как ссыльно-каторжная тюрьма. Из-за этого Мудьюг получил прозвание «остров смерти». После восстания 15 сентября 1919 года и массового побега заключённых был переведён в Йоканьгу. Единственный концлагерь времён Первой мировой войны, постройки которого сохранились до наших дней.
   Постройки лагеря строились первой партией арестантов численностью 134 человека, которая занималась вырубкой леса, обнесением территории лагеря двумя рядами колючей проволоки высотой в три метра, сооружением барака и карцера.
   Карцер представлял собой яму глубиной в 3 метра, шириной в 9 шагов и длиной в 14 шагов. Над ямой был поставлен сруб из досок, в самой яме не было света и отопления. По воспоминаниям одного из заключённых, из пищи в день заключённым давали лишь две галеты и воду, от постоянного холода люди отмораживали конечности, некоторые замерзали насмерть.
По воспоминаниям другого заключённого, в бараках камеры были переполнены, в камере на 14 человек находилось более 60 арестантов. Во всём бараке, рассчитанном на 100 человек, сидело более 350 человек. Как сообщал писатель П. П. Рассказов в своей книге, посвящённой его пребыванию в статусе заключённого на Мудьюге, в день заключённым выдавали 200 г галет, 175 г консервов, 42 г риса, 10 г соли. При такой дневной норме заключённых заставляли выполнять тяжёлые работы; тех, кто падал от изнеможения, прикладами поднимали французские охранники. По ночам устраивались обыски, с частыми избиениями или отправкой в карцер.
   
 Отсутствовала баня, мыло, смена белья, медицинская помощь. При этом распространились тиф, цинга, дистрофия, паразиты. Температура в бараках была около минус 8 градусов по Цельсию, в результате чего каждую ночь несколько человек умирало от холода.
  
 К июню 1919 года на острове Мудьюг было уже около ста могильных крестов, под многими из которых находились коллективные могилы.
   Всего, по подсчётам историков, на Мудьюге в качестве заключённых было свыше тысячи человек, из них расстреляно и погибло от болезней свыше 200 человек.
  Как пишет историк П. А. Голуб, приняв решение о прекращении интервенции, союзники утратили интерес к Мудьюгу и передали его в распоряжение правительства Чайковского—Миллера. 2 июня 1919 года по решению правительства Северной области на острове Мудьюг была образована ссыльно-каторжная тюрьма.
Правительство планировало выслать на Мудьюг около 800 заключённых тюрем Архангельска.
  Новым начальником лагеря стал И. Судаков, отличившийся крайней жестокостью отношения к арестантам. Заключённый П. П. Рассказов описывал, как Судаков встречал прибывавших в концлагерь: «Я вас так драть буду, что мясо клочьями полетит. Мне дана такая власть, я могу пристрелить каждого из вас и, как собаку, выбросить в лес». Комендантом острова был назначен капитан Прокофьев, который, как и Судаков, отличался садистскими наклонностями.
  В результате установившегося на острове невыносимого режима пыток 15 сентября 1919 года в лагере вспыхнуло восстание. В отсутствие коменданта лагеря, заключённые частично разоружили охрану и попытались захватить комендатуру, но были отбиты огнём. 53 человека сумели прорвать проволоку и под пулемётным огнём с маяка Чёрной башни добрались до берега Сухого моря (пролив, отделяющий остров от материка), где захватили баркасы местных рыбаков и бежали на материк. После этого беглецы разделились на две группы: одна пошла в сторону Архангельска и погибла, вторая группа в составе 32 человек двинулась на Пинегу и, пройдя 300 километров, вышла в расположение красных войск. При подавлении восстания было убито 11 человек, 13 расстреляны на следующий день по приговору военно-полевого суда. Немедленно после этого лагерь был переведён в Йоканьгу (Кольский полуостров) на территорию бывшей военно-морской базы (ликвидирован в феврале 1920 года).
  12 августа 1928 года на острове Мудьюг был открыт памятник «Жертвам интервенции» высотой 17,5 метров. На его постройку ушло около 200 тысяч пудов камня и цемента.
   Новый памятник из гранита, чугуна и бетона в виде обелиска высотой 24,5 метров был поставлен в южной части острова в 1958 году. В 1934 году на острове был открыт Музей революции Северной области, который в 1938 году был объединён с Архангельским областным краеведческим музеем и стал называться музеем «каторги». В 1940 году он был законсервирован из-за размещения на острове воинской части системы ПВО и вновь был открыт 15 июня 1973 года. В музее сохранились основные лагерные постройки: барак, карцер, вышки с ограждениями из колючей проволоки.
   Мемориальный комплекс с перерывами работал после 1993 года, затем поток туристов неизменно снижался, из-за отсутствия посетителей и необходимой инфраструктуры он был закрыт к 2013 году. В настоящее время здания обветшали, мемориал опасен для посещений.
  Мы сразу пошли в сторону влево от маяка, где раньше  был лагерь. Сейчас на острове находится радиотехническая воинская часть. По дороге растут грибы.
  Постепенно мы дошли до территории лагеря, прошло 100 лет со времен лагеря, кое-где видны поваленные столбы с двумя рядами колючей проволокой, полуразрушенные сторожевые вышки. Сохранились деревянные тротуары между лагерными постройками, две английские пушки. Говорят, что на острове много змей. И вот одна из них, тут как тут, - красивая змея греется на солнышке на полусгнившем деревянном тротуаре. Увидев меня, она зашипела и уползла в траву.
   Один барак сохранился очень хорошо: внутри лежаки с номерами, разграниченные друг от друга досками. В деревянном здании бывшего музея сохранились стенды с фотографиями и подробной информацией о концлагере. В соседнем сарайчике собраны сопроводительные таблички к экспонатам - постройкам музея. Оказывается, 23 июня 1967 года у подножия памятника была заложена капсула с письмом-обращением к молодежи XXI века. Ее должны были вскрыть в 2017г. Интересно, вскрыли или нет?
  Ступени к памятнику тоже частично разрушены, дорога заросла сосенками, но сам обелиск виден издалека. Властям Архангельской области до музея дела нет. Судя по всему, разрушился он после развала СССР. Но тем не менее, люди приезжают сюда, несмотря на то что добраться сюда можно только на моторной лодке или зимой по зимнику. Мы встретили таких туристов, приплывших, как и мы, на моторной лодке.
   Один из 52 заключенных, которым удался побег 15 сентября 1919г., Павел Рассказов, написал книгу «Записки заключенного». На стендах в бывшем музее приведены цитаты из этой книги и фотографии. Часть заключенных переправили в английскую тюрьму в качестве заложников и в 1920 г. обменяли их на английских военнопленных. Остальных отправили в лагерь в Йоканьгу, где условия были еще хуже.
   Осмотрев всё, что было можно, мы вернулись к лодке. По дороге собрали грибы – маленькие моховички и подберезовики в основном. Уже начался отлив, лодка лежала на песке, мы перенесли ее на воду поближе к маяку. На берегу справа от маяка стоят 2 обрушившихся домика. Их сильно подмыло во время шторма и они обрушились. Еще правее стоят 2 домика, у которых в качестве защиты от волн стоит частокол из железных бочек.
  
  Мы попили чаю из термоса с бутербродами и в 12.10 двинулись в обратный путь. Волна немного успокоилась, но в середине пути опять немножко повыше стала. Правее нас по ходу вдалеке мы увидели лодку и вокруг нее люди ходят в сапогах по морю, аки посуху. Оказывается, там находится осушающаяся мель – банка Кошка-Скандия. Обратно мы шли в основном против отливного течения, поэтому получилось где-то 1ч 20мин. В Лапоминке отлило не сильно, меньше метра, и мы смогли опять пристать к тому же причалу, от которого мы отплывали.   

  Юра с Васей разобрали и сложили лодку и в 15ч мы уже сидели в лагере, потягивая пиво с чипсами. Мошка еще не налетела. Ближе к вечеру замариновали в маленькую баночку маленькие грибочки, а остальные потушили с картошкой на ужин. Вечером появилась мошка. Юра лег спать в 19ч. Над нами все время летают «кукурузники» типа АН-2, а сегодня пролетел вертолет.
  Все фото острова Мудьюг. Продолжение следует.





Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.