главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
статьи

Пушкинские горы сентябрь 2024

Рёконьская пустынь-февраль 2024

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2023

Кронштадт - январь 2023

Русский север-2022

Лыжный поход по Кижским шхерам - март 2022

Рдейский Успенский монастырь - февраль 2022

Великий Новгоород, Ст.Русса - февраль 2022

Кировск ноябрь-2021

Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад, Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицы, Медвежьегорск, Кивач

Русский север-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр п-ов Средний

Рыбалка на Ведлозере - июль 2021

Кирха Каукола в Севастьяново-2021

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 1)

"Первый снег" в Петрозаводске (декабрь 2020)

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Русский север (июль-август 2018), часть 2

  28.07.2018. Я встаю в 5.10, в 5.25 выхожу из хостела. На улицах почти никого. Я иду, не торопясь, по пр. Ленина, мимо «Арктики»-«Азимута», по ул. Воровского к вокзалу. В 5.45 я уже на вокзале, до прибытия поезда еще 10 с лишним минут. Поезд приезжает вовремя. Вася с Юрой не выспавшиеся (как и я, впрочем), небритые, обгоревшие, но довольные. Мы идем на троллейбус №4 и едем в Долину Уюта на нашу парковку. Забираем машину и едем в магазин «Евророс» на Кольском проспекте, который работает 24 часа. Закупаем целую телегу продуктов, ведь мы идем в автономку. Потом забираем мои вещи из хостела. Меня сажают за руль, т.к. Юра с Васей «слегка уставшие» после вчерашнего.
   Выезжаем из города и едем в сторону Печенги. Заехали позавтракать на место нашей ночевки на реке Ура, а потом едем в Корзуново. 13 октября 1947 года на территории посёлка Луостари был сформирован отдельный авиационно-технический батальон ВВС Северного флота. Был образован аэродром Луостари. В расквартированном на базе аэродрома 769 истребительном полку 122-й истребительной авиадивизии Северного флота проходил службу Юрий Гагарин. 13 декабря 1962 года был образован самостоятельный посёлок Луостари-Новое. В 1967 году был переименован в Корзуново в честь Героя Советского Союза Ивана Егоровича Корзунова. Сейчас там стоит памятник-самолет, бюсты Гагарина, Корзунова и еще двух летчиков. Сам поселок наполовину умерший, но командно-диспетчерский пункт на аэродроме находится до сих пор под охраной. На самом аэродроме многочисленные следы автомобильных колес, там вроде проводятся ралли, а вокруг активно строятся коттеджи. Проезжая к Корзуново, мы увидели слева от дороги ансамбль из деревянных церквей и заехали туда на обратном пути. Оказалось, что это Трифонов Северо-Печенгский мужской монастырь – самый северный в Европе. Он был основан в 1532 г., в годы войны был стёрт с лица земли, а в 2007 году вновь построен. Сделан он очень красиво и добротно, а строительство и восстановление монастыря продолжается и по сей день. Мы зашли в Свято-Троицкий храм. Меня там поразила одна икона - Всех Скорбящих Радость. Монастырь территориально относится к поселку Луостари.
   После Луостари за руль сел Вася, и мы поехали в Заполярный, заправились топливом и еще раз зашли в магазин. Вскоре мы были в Титовке, у нас проверили паспорта и пожелали счастливого пути. Мы выехали на грунтовую дорогу. На дороге, где 2 года назад были сплошные лужи, - ни одной. Лето очень сухое, река Титовка обмелела совсем, вода упала примерно на 1 м. Проехали место нашей ночевки 2 года назад у водопада на Титовке, где начинается старт велосипедного триал-марафона, который прошел, кстати, в прошлые выходные. В водопаде тоже воды в 2 раза меньше, а правое русло вообще сухое. У Пьяного ручья мы выпили по глотку Рислинга – традиции надо соблюдать! На развилке мы повернули налево на старую немецкую дорогу. Опять те же красоты! Дорога стала суше, но камней стало больше, песок с годами вымывается. Навстречу нам проехали 2 джипа московских, Васе пришлось пятиться по узкой дороге, чтобы пропустить их. Доехали до командного немецкого пункта на горе и залезли туда. Вид оттуда очень красивый, а справа вдоль скал просматривается несколько огневых позиций немцев.
   Едем дальше туда, куда мы в прошлый раз с Васей заехали по ошибке – в сторону Муста-Тунтури. Писающий камень уже не писает – засуха. Оказалось, что там дальше тоже есть сложные куски дороги, как на Рыбачьем, - каменистые спуски-подъемы в местах, где дорога вообще разрушена ручьями и приходится ехать в объезд. Доезжаем до одного из таких участков и встаем лагерем в 16.30. Дальше нет смысла ехать, дорога упирается в хребет Муста-Тунтури и завтра мы пойдем туда пешком. Место очень красивое, озеро, тишина, нет ни комаров, ни мошек, только птичка какая-то пищит, как сигнализация. Мы ужинаем, Юра с Васей пробуют закинуть  удочки, но ничего не ловится. Они залезают в палатку, а я иду в сторону следующего брода на нашей дороге, и вдруг меня догоняет мужик с удочками. Я даже испугалась от неожиданности. Оказывается, он из той Нивы-Шевроле, которая стояла невдалеке слева от дороги, не доезжая нас. Он сказал, что на уху можно наловить рыбу на плёсиках, а сам он пошел в заповедное место. Перед сном я искупалась в озере. Вода чудесная и прозрачная. Сегодня по грунтовке мы проехали 46 км за 9,5 часов.

  29.07.2018. В 5 утра уже начало жарить солнце прямо на палатку. Но мы спали до 7. Завтракаем и в 8.30 выходим на дорогу к хребту Муста-Тунтури. День жаркий, красивые виды. Мы обследуем все огневые точки – заграждения из камней – и находим несколько вырубленных в скале ходов и даже несколько просторных пещер. Хорошо, что заранее запаслись фонариками. Везде валяются кучи стреляных гильз, осколки от снарядов, колючая проволока. Так постепенно мы поднимаемся на вершину хребта Муста-Тунтури, где стоит флаг «Десант Муста-Тунтури» на высоте 269 м. Тут же 2 памятные таблички о тех, кто здесь погиб. Сверху хорошо видно несколько палаточных лагерей, стоящих на полуострове Средний. Мы идем по хребту примерно до того места, где мы были в позапрошлом году, когда шли с противоположной стороны. И потом возвращаемся обратно, прошли 6 км. Собираем лагерь и пьем чай. Подъезжает группа из 7 человек на Лэндкрузере с эмблемой «Джип-туры Крылья СОВЕТOFF», двое из них сидят на крыше. Они бысто-быстро идут на хребет, ведет их гид и на всё про всё у них 40 минут, т.к. вечером у них самолет. Вскоре они возвращаются, и мы пропускаем их вперед, мы тоже уже готовы к отъезду.
   Юра садится на велик. Под его руководством Вася преодолевает 2 сложных места. Мне кажется, что за 2 года старая немецкая дорога ухудшилась. Сначала мы догоняем Юру перед перевалом, но потом он уезжает вперед, и мы догоняем его уже на Среднем. Там он садится в машину. Первая наша цель на Среднем – водопад на ручье, который вытекает из озера Палец и впадает в Баренцево море. Там стоит куча народу, дайверы, памятник погибшему дайверу, везде валяются крупные ракушки. Водопад действительно очень красивый, и  мы с Юрой купаемся там голышом, вода удивительно теплая. Едем дальше.
   Теперь мы едем другим путем, не по нижней дороге вдоль моря, ведущей к Двум братьям, а по средней части полуострова Средний. Обнаруживаем там большой мемориал с памятником, захоронениями и даже деревянной часовней Андрея Первозванного. Далее заезжаем на разрушенную базу ПВО советских времен, но там нет ничего интересного, и уже начинаем искать место для стоянки. Переправившись через речку Выкат, встаем у разрушенных зданий, видимо, относящихся всё к той же базе. Тут хотя бы нет мошек и комаров и красивый вид на хребет Муста-Тунтури.

   30.07.2018. Встали в 7. В 1.30 ночи кто-то проехал мимо нас на мотоциклах или квадриках. Позавтракали. Юра сходил на экскурсию к разрушенным зданиям перед речкой, они все сделаны из гальки и раствора. Поселок назывался Земляное. День будет жарким, но ночью не было жарко. Выехали в 8.50, Юра на велике. Вскоре видим: посреди дороги стоят две здоровенные гильзы, это Юра их поставил, мы видели издалека. Вылезаем из машины и видим справа от дороги нечто вроде бывшего летнего лагеря: квадратики для палаток, а дорожки между ними выложены камнями, как тротуары, и стоят еще небольшие камни с разными рисунками краской. А если б Юра не поставил эти болванки, то мы бы проехали и ничего не заметили. Едем по Среднему по дороге, по которой мы раньше не ездили. С обеих сторон деревья, как аллея, дорога неплохая, без луж. На небольшом полуострове ближе к перемычке на Рыбачий большое воинское захоронение в 1,1 км от дороги. Мы там не были в прошлый раз, а сейчас сходили пешком, а Юра на велике.
   И вот мы уже на Рыбачьем. Заезжаем в брошенный поселок Большое Озерко, заходим в 5-этажный жилой дом. Там квартиры однушки и двушки, на кухне стоит плита дровяная и холодильник в стене под окном. Но есть (в смысле была) горячая вода, ванна и туалет. В поселке есть еще интересный памятник и большое воинское захоронение недалеко от берега  и даже есть пирс – деревянный причал, и с воды памятник смотрится очень впечатляюще.
   Дальше едем в сторону Зубовки. Там тоже раньше жили военные. Сейчас всё разрушено и никого нет. День жаркий, мы с Юрой искупались голышом в озере. Едем дальше до развилки, где проходит Зубовский тракт. В этом месте по нему мы ехали в противоположную сторону. Тогда было несметное количество луж. Сейчас они тоже есть, но поменьше, в то время как на Среднем и до него практически всё высохло. Мы едем на мыс Цыпнаволок и начинаем искать место для стоянки. Справа от дороги увидели симпатичное озерцо, а слева за каменной грядой – море, решили встать здесь. Место отличное. Озеро неглубокое, но чистое, мы все искупались. А теплый ветер сушит волосы как фен.  После ужина пошли на экскурсию к морю. Шли минут 30. Берег здесь изумительной красоты – изрезанные скалы причудливой формы возле моря и местами острые, торчащие, как клыки, из земли. Встречается золотой корень, но растения еще маленькие. По острым скалам мы спускаемся к самому морю. Юра находит среди скал как бы внутренний бассейн с прозрачной морской водой и очень глубокий. Я прыгаю туда вниз головой, и тут же из морских водорослей вылезают мириады рыбок. Вода холодная. Потом Юра находит на скале ванну с пресной водой и залезает в нее сам. На обратном пути я обнаруживаю несколько скорей всего лисьих нор, расположенных рядом. А Юра, когда ехал на велике, видел зайца. И Вася в другой день видел зайца и лису. На горизонте наползают тучи, и вскоре начинает накрапывать дождь. За сегодня проехали 61 км, из них больше половины Юра проехал на велике. Вечером к нашему озеру пришли 2 куропатки и долго бродили недалеко от палатки, они здесь везде ходят.

   31.07.2018. Ночью был сильный дождь: то пойдет, то перестанет. В 3.30 я проснулась от того, что по дороге проезжали опять то ли мотоциклы, то ли квадроциклы. Утром облака растащило и опять установилась хорошая погода. В стали в 7. Позавтракали и выехали в 9. Юра на велике.
   Местами дорога на Цыпнаволок напоминает бродвей в 4 полосы, иногда суживается до песчаных между холмами дюн, похожих на Кузоменьские. В 10 мы в Цыпнаволоке, там стоит маяк, действующая ВЧ, въезд и вход запрещен – территория Министерства обороны. Но шлагбаум был открыт, Юра туда заехал, мы за ним, сделали пару кадров и обратно, пока нас не арестовали. Выходим на берег моря – залив в Цыпнаволоке и смотрим, куда ехать дальше. Едем по отливной полосе и выезжаем на нашу дорогу. Пересекаем устье реки Аникеевки, где стоят машины с рыбаками. Наверное, здесь ловится камбала. В море видны острова Большой и Малый Аникиевы. Про Большой Аникиев можно много интересного прочитать здесь. А мы ничего этого не знали…
   После Цыпнаволока дорога резко ухудшилась. Иногда это даже трудно назвать дорогой – просто нагромождение камней – и это самое неприятное. Юра проехал 15 км и сел в машину, потому что как раз начались самые камни. Каждую каменистую речку поперек дороги приходится преодолевать с подготовкой, накидать камней, чтобы можно было проехать. Продвигаемся очень медленно, т.к. речек этих много или просто каменистых россыпей. Во время съемок одного такого эпизода я выскочила из машины и не заметила, как хлопнувшей дверью у меня напрочь оторвало провод от зарядки видеокамеры. А когда обнаружила, то очень огорчилась: без этого провода ни зарядить видеокамеру нельзя, ни сбросить на компьютер ее содержимое. Я побежала назад искать оборвавшуюся часть и нашла ее! Юре удалось соединить оборванные провода  - и у нас счастье!
   Слева от дороги большая гора Скалистая, на ней створный знак и памятник. Мы подъезжаем поближе и идем туда пешком. А наверху просто дух захватывает от потрясающего вида на море и скалы. Слева и под нами красивые скальные утесы, внизу, если подойти к обрыву, видно каменный пляж. На море кучкуются тучи чаек. На горе стоит памятник погибшим воинам в районе мыса Шарапов. Это еще не сам мыс, но место сказочно красивое.
   Мы едем дальше, пока еще есть дорога. Вдруг я замечаю, как слева от дороги по небольшому озеру плывет огромная птица, вздымая в воде крылья, как в стиле баттерфляй. Мы останавливаемся и наблюдаем в бинокль. Так и есть – это огромный орел, но взлететь он почему-то не может. Мы ждем, пока он переплывет озерцо. Он вылезает из воды, взмахивает крыльями, но пролететь может едва ли 1-2 м, притом что у него самого размах крыльев, наверное, метр. Такое впечатление, что он ранен. Незадолго до этого я видела, как в небе летел орел, а на него пикировали несколько чаек, видимо, охраняя гнездо и своих птенцов. А чуть позже мы увидели аналогичную картину: 2 чайки по очереди атаковали летящего орла. Наверное, и этого орла заклевали чайки. Такова жизнь на суровом севере, каждый борется за свое место под солнцем.
   Мы подъезжаем к концу дороги, дальше она уходит в болото, хотя останки от столбов ЛЭП видны еще и дальше. Мы останавливаемся у небольшого озерца, где громко крича, активно делят территорию чайки, стая куропаток и несколько бакланов. Но мы все равно решили остановиться здесь. Выясняется, что правое переднее колесо сильно спущено. Юра с Васей обнаруживают, что в него впился очень острый камень. Они его вытаскивают и ремонтируют колесо с помощью жгута для ремонта колес. Но дыра такая большая, что колесо все равно потихоньку травит. Но ехать можно, надо за ним следить. В 15 ч. мы обедаем наконец-то (в другие дни как-то не получалось пообедать), съедаем 2 борща на троих из железных банок (в которой считается 2 порции), а можно было и все 3.
   После обеда Юра поехал на велике на разведку по болотам, взял с собой рацию, заодно проверим связь. В пределах прямой видимости без препятствий связь работает. Он залез на гору примерно в 2,5 км от нас, мы его видели в бинокль и разговаривали по рации. Но стоило ему спуститься за гору, как связь пропадала. Юра проехал 7 км до устья ручья Малый Корабельный и обратно столько же, на горе видел олененка и подводную лодку в море. Юра сказал, что по болоту можно ехать только с сэнд-траками и очень много торчащих камней. В общем, ехать туда небезопасно. Можно и остаться там или доехать до такого места, откуда возвращаться будет гораздо дольше. Сейчас нам по болотам от мыса Шарапов до горы Эйна – 20 км. А возвращаться обратно по уже знакомой дороге и потом по Зубовскому тракту до той же горы Эйна – 60 км. И нам придется выбрать этот вариант. До этого места мы проехали 169 км.
   Одновременно с возвращением Юры мы услышали рокот автомобиля. И вот мы увидели две огромные военные машины типа Mercedes и VW. Они проехали прямо через болото, слегка забуксовав. Но зато они вырыли там огромные колеи глубиной полметра.
   После 18ч мы с Васей пошли на сам мыс Шарапов. Сначала поднялись на горку, где самая высокая точка, а потом стали спускаться к морю. Там оказалось несколько скальных ярусов и тоже очень красиво. Мы хотели спуститься до самого каменного пляжа, но не смогли, уж больно там круто. Тем не менее, внизу на скале почти у самого моря стоит разрушенное здание, к нему тянутся поваленные столбы с проводами и поклонный крест на скале. Мы тоже видели вдалеке в море подводную лодку. Когда мы спустились на несколько ярусов к морю, связи по рации не было, но за первыми двумя горками она была. Ходили мы 1,5 часа. Пришли в лагерь, там засилье комаров и мошек. Быстро искупались, хотя тут очень мелко и сразу поднимается муть со дна. Поужинали и увидели микроавтобус Митцубиси праворульный полноприводный, который видели раньше на Среднем недалеко от памятника. Клиренс у них такой же, но база короче. Вася с ними поговорил, пока они изучали болото. Они не собираются к Эйне, а только до какой-то избы и обратно. В общем, они долго ходили-смотрели и объехали распаханные колеи слева по следам квадриков. Лето сухое и болото тоже – там, где оно не распахано.

  1.08.2018.  Встали в 7. День опять будет жарким. Позавтракали, выехали в 8.40. С противоположного берега Баренцева моря тянет дымом, там лесные пожары в ненаселенке. Дымом пахнет долго, почти до самого Цыпнаволока. По дороге справа проезжаем небольшой водопад двухступенчатый, там даже есть ванна для купания. Речку Аникеевка переезжаем в другом месте чуть выше по течению, там на берегу стоит памятник. В устье по-прежнему стоят москвичи. До Цыпнаволока 20 км, приезжаем туда в 11.20, но к маяку не приближаемся и сразу едем на свою дорогу. Обратно ехать легче, уже кое-что помним по лужам, а из камней больше спусков, чем подъемов. В 13ч решили пообедать, мы как раз доехали до места нашей предыдущей ночевки у симпатичного озера. На нашем месте стоит «буханка» и большая палатка. Мы встали поодаль. Вдруг видим пешего мужика, он идет как раз мимо нас к палатке с рюкзаком, полным оленьих рогов, и еще в руках тащит несколько штук. Оказывается, он работает по договору и куда-то сдает эти рога. Мы обедаем и купаемся – как раз в тему! – очень жарко. В это время мимо проезжают 2 машины, которые стояли на Аникеевке, одна из них с большим прицепом, там у них моторная лодка. Мы тоже едем и постепенно их догоняем. На одном крутом подъеме в объезд большой лужи машина с прицепом заглохла, но все же смогла самостоятельно забраться с 4-го раза. Мы подъем преодолели легко, за рулем Юра. Он сменил Васю после обеда. Мы доезжаем до развилки на Зубовском тракте, мы едем в сторону горы Эйна, как мы ехали в позапрошлом году, а москвичи сворачивают направо на ту дорогу, по которой мы ехали сюда.
   На горизонте слева видны черные тучи и нас немножко поливает дождем. Эта часть пути тоже довольно сложная и есть лужи глубокие, Юра надевает болотные сапоги, а Вася садится за руль. По дороге выясняется, что внизу на днище открутился какой-то болт и они его чинят.
  
В 17.16 мы доезжаем до Мотовского залива и губы Эйна, где в прошлый раз стоял огромный военный лагерь. Но сейчас стоит только 1 военная машина и несколько гражданских лагерей, поэтому мы решаем к ним присоединиться. В губу Эйна впадает река Большая Эйна, но сейчас она обмелела, по устью можно перейти или переехать на другой берег (там стоят 2 лагеря), т.к. на море в это время отлив. Мы встаем на правом берегу, не переходя реку. Для готовки пресной воды у нас много из ручьев, а для посуды приходится идти далеко вверх по реке. Мы ужинаем, начинается прилив и в 21ч уже вся наша пойма заполнена голубой морской водой. Юра с Васей пошли в залив ловить рыбу. Вояки рядом уже поймали две сайды сантиметров по 20, это такая рыбка зеленого цвета. В лагере много мелких мошек – гнуса. У Юры рыба не ловится. Маленькая сайда стайками плавает вдоль берега, ее прекрасно видно в прозрачной голубой воде. За сегодня проехали 62 км.

   2.08.2018. Встаем в 7. Погода ухудшилась. Усилился ветер, гонит по небу тучи. Мы завтракаем и в 8.30 выходим пешком на гору Эйна, т.к. вчера мы видели, как вверх по этой дороге мучились и застревали 4 машины. Реку мы переходили вброд по камням, не замочив ноги, чуть  выше нашего лагеря. Но потом начинается болото и ноги все равно мокрые. Поднимаясь вверх, мы видим, почему застревали машины: крутейшие каменные подъемы, разъезженные колеи в болотах и т.п. Да, мы бы по этой дороге не проехали однозначно. Если бы мы поехали по восточному побережью дальше от мыса Шарапов к горе Эйна (20 км), а не в объезд, то как раз спускались бы по этой дороге, по которой мы сейчас поднимаемся. Ветер все гонит тучи, как бы нас не накрыло дождем! Гора Эйна тоже идет уступами: поднимаешься на один, а за ним видишь следующий. Смотрим по сторонам: вокруг местами верховые болота, местами озера, из которых пьют воду олени. И наконец, мы видим целое стадо оленей, пасущихся где-то посередине горы (по высоте). Они довольно далеко и нас не видят. Мы поднимаемся выше уже совсем в облаках, но видимости никакой. И вот мы на вершине, по GPS высота 298 м. Вокруг ничего не видно, ветер уже шквальный и мы спускаемся вниз. Поднимались 1,5 часа, спустились за 45 минут. На реке уже полный прилив, ее нигде не перейти. Мы подходим к устью – самому узкому и самому глубокому месту и просим наших знакомых ВДВ-шников на «Шишиге», которые ловят рыбу сеткой, перевезти нас на тот берег. У них маленькая резиновая лодочка на 1-2 чел., и один из них перевозит нас по одному. Там всего-то плыть метров 5-7. Мы пьем чай, быстро собираемся и покупаем у мужиков 2 рыбины-сёмги 3,4 кг за 2500руб. Они уже выпотрошены и посолены.
   В 12.15 мы выезжаем, но едем не в строну Зубовского тракта, откуда мы приехали, а вдоль побережья Мотовского залива, огибая гору Мотка. Проезжаем ручей Железный, тоже хорошее место, там стоят 2 машины. Сначала дорога очень хорошая, но примерно через час пути попадаются каменистые спуски-подъемы, но, конечно, не сравнить с Зубовским трактом и тем более с дорогой на Эйну. К тому же начинается дождь, сначала небольшой, потом всё сильнее, а ветер просто шквальный, а вдобавок еще и туман.
   Мы выезжаем на нашу старую дорогу, идущую от Эйны до Б. Озерко, переезжаем на Средний, едем вдоль бухты Озерко, губы Большая Мотка – и вот мы уже на материке. Дождь льет, ветер дует и, тем не менее, нам навстречу едут вереницы машин. Надо где-то вставать на ночевку, но при таком шквальном ветре делать это не хочется. Мы проезжаем перевал, развилку на старую немецкую дорогу, Пьяный ручей – и только тогда ветер немного успокаивается. Находим место на левом берегу реки Титовка (слева от дороги) на повороте ее русла. Хорошее место для стоянки и для купания – прозрачная вода и сразу глубоко – но купаться в такой дубак (+14) не хочется. Дождь то ненадолго перестает, то начинается с новой силой. Одну рыбину решили пожарить, а из головы и хвоста сварить уху. Рыбу я хоть и вымачивала в реке, но она оказалась жутко солёной. А вот уха получилась хорошая. Готовим под пологом палатки, потому что дождь моросит постоянно.

   3.08.2018. Всю ночь шел дождь, но к утру перестал. Встаем в 7, завтракаем и выезжаем в 9. Юра на велике, ему надоело ехать по колдобинам в машине. А на велике хорошо и не жарко. Догнать его нам не удается, он поджидает нас у водопада на Титовке. Мы набираем воды и едем дальше, он снова на велике. У Титовки, где начинается асфальт, Юра нас опять поджидает и уже садится в машину. На КПП опять смотрят паспорта. В 11 мы уже в Мурманске. Заезжаем на заправку и в магазин купить недостающих продуктов. Едем в сторону Питера. Дождь перестал, но тучи гуляют по небу.
   В 18 ч мы останавливаемся на ночлег на берегу реки Идель. Это уже Карелия. Рядом семья из Саратова, которая едет на Рыбачий, и еще компания на «буханке». Дождя, слава Богу, нет, но пасмурно. Может, ночью будет.

   4.08.2018. Ночью идет дождь с перерывами. После 6 утра был период, когда его не было, но в 6.30 начался сильный. Юра сказал, что подождем, пока стихнет. До 9 не стих. Встали, все соседи уже уехали. Готовим завтрак в предбаннике палатки и собираемся. В стойках у тента сломалась одна секция. Странно, ветра вроде не было. Хорошо, что в последний день. Надо будет предъявить претензию фирме RedFox.   Выехали в 11. До Питера чуть больше 700 км. Дождь. За рулем Вася. Сначала ехали под проливным дождем. Но постепенно мы выехали из района дождей, а в районе Петрозаводска и вовсе стало +26. Через 4,5 часа за руль сел Юра. И вечером мы дома.

Все фото смотрите в альбомах: Хибины, Мурманск, Круиз на "Клавдии Еланской", Пешком от Чаваньги до Варзуги, Луостари, немецкая дорога, хребет Муста-Тунтури, полуострова Средний и Рыбачий.

Татьяна Мысляева



Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.