|
Карелия, озеро Толвоярви
Последнее время мы зачастили в Карелию. Красота ее природы завораживает, и вправду, как в песне поется, «долго будет Карелия сниться, будут сниться с этих пор остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер». Поэтому взоры Юрия Бородулина опять обратились в эти края. Гуляя по просторам всемирной паутины, он наткнулся на описание озера Толвоярви. Район Толвоярви широко известен своими озовыми грядами и живописными ландшафтами. Уже в финский период это место привлекало туристов, но "настоящий" туризм стал развиваться в 20-е годы нашего столетия. Толвоярви привлекает карельской культурой, поэзией и природой. Природа Толвоярви отличается исключительным разнообразием. Почти все болота, занимающие 27% территории, и водные системы, охватывающие 13%, сохранились в своем естественном состоянии. Крупные лесные массивы десятилетиями оставались нетронутыми, хотя те или иные лесохозяйственные мероприятия проводились практически во всех лесах. В конце лета 1938 г. на озовой гряде, расположенной между озерами Исо-Толвоярви и Хирвас, началось строительство гостиницы, которое завершилось следующим летом. В комплекс входили многочисленные надворные постройки. Гостиница была выполнена в старокарельском стиле. В подвале находились отопительная и водопроводная системы. Нижний этаж занимали столовая, кухня и комнаты персонала. Для гостей предназначались два верхних этажа. Проработала гостиница всего один месяц, вплоть да начала советско-финской войны. А дальше, вплоть до 1944 года здание служило главным образом госпиталями и военными штабами для противоборствующих сторон (бывал здесь даже маршал Маннергейм). По результатам Северной войны территория Толвоярви отошла к Советскому Союзу и с тех пор и до нашего времени район переживает явно не лучший этап своей истории. Финское население деревень Толвоярви, Тсокки, Коккари и других, а также хозяева егерских ферм (крупные лесные массивы Хонкаваара, Ристоваара, Хейняваара, Гирвасваара и Лехтисенваара) ушли на территорию современной Финляндии. Вместе с гостиницей войной были разрушены и другие финские постройки и жилые дома. Место буквально опустело.
Летом и осенью 1940 года в окрестностях деревень Толвоярви и Корписельга работала земледельческая бригада, убиравшая урожай по финским хуторам. Начавшаяся Великая Отечественная война сильно затронула район Толвоярви. В 1941 году здесь был один из рубежей, где Красная Армия пыталась сдержать наступление немецко-финских войск (в частности, 163-ю немецкую Пехотную дивизию). В этом месте совершил свой подвиг Герой Советского Союза Петр Тикиляйнен. В 1944 году этот же рубеж штурмовали теперь уже советские войска в рамках Свирско-Петрозаводской операции 1944 года (21 июня–9 августа 1944 г.). После завершения Великой Отечественной войны в район вернулись люди, но это не было желанием людей, а, как и все в то время, выполнялось по решению партии. В районе были организованы два колхоза. Тот период довольно подробно описан в труде под названием НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО КОЛХОЗОВ СУОЯРВСКОГО РАЙОНА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (на примере Корписельгского сельского совета), автор Потакин С.Б.
В настоящее время на территории района Толвоярви можно видеть необычные для российской территории указатели и информационные таблички. Также очень удивляют оборудованные площадки для туристов с кострищами, срубами, туалетами и пр. Все это появилось в начале 2000-х годов благодаря совместному российско-финскому проекту по созданию национального парка «Койтайоки — Толвоярви».
Поддержка развития НП «Койтайоки — Толвоярви» была одной из задач, поставленной перед проектом TACIS «Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия» ENVRUS 9704, который осуществлялся с 1999 по 2001 г. В ходе реализации проекта администрацией Суоярвского района было создано муниципальное предприятие «Толвоярви». Основной задачей этой структуры является развитие и поддержание на должном уровне инфраструктуры парка, оказания услуг и развития туризма до момента официального учреждения национального парка. Муниципальное предприятие также являлось получателем технической поддержки на местном уровне в виде участия в программах обучения и получения оборудования, необходимого для обеспечения руководства парком. Вся эта помощь шла по линии проекта TACIS. (полный текст здесь).
В общем, кратко ознакомившись с историей Толвоярви в интернете, мы двинулись в путь.
14.08.2015. В 17.30 проехали Сортавалу, пошел сильный дождь, просто поливалово. Мы набрали воды в канистры прямо из Ладоги, т.к. сведений о родниках у нас не было. Через час дождь кончился и снова засияло солнце. Проехали Ляскеля, где красивая плотина через реку Янис. Как и в прошлый раз, потом повернули на грунтовку в сторону Суоярви. В Сюскюярви встретили группу велотуристов. Не доезжая Лоймолы, в 57 км от Суоярви поворачиваем налево на Райконкоски. На ночевку встали на озере Салменьярви в 19.30, т.к. нашли хорошее местечко, а до Толвоярви ехать было еще далеко. Едва успели поставить палатку, как в небе нависли синие тучи. Пронесет – не пронесет? Не пронесло. Юра пошел покидать спиннинг, но быстро вернулся из-за дождя. К счастью, дождь опять быстро кончился и в небе повисла двойная радуга. Спать легли чуть позже 22 ч. Где-то невдалеке находился карьер, и полночи было слышно, как сначала пищала предупредительная сирена «пип-пип-пип-пип-пип-пип», а потом «ба-бах!» - раздавался взрыв.
15.08.2015. Встали в 6.30, позавтракали, выехали в 8.30. Переехали железную дорогу в Райконкоски. Съездили на разведку на озера недалеко от дороги слева, где мы сначала собирались переночевать, но все-таки туда не поехали. И правильно сделали. Во-первых, попали бы под дождь, а во-вторых, озера оказались заболоченными, без подъезда. Едем в сторону Толвоярви, по дороге периодически останавливаемся и собираем грибы. Около 11.30 мы доезжаем до озера, в двух местах уже стоит лагерь, едем дальше. Видим на горе остатки бывшей финской гостиницы и осматриваем ее. Потом на машине совершаем круг почета возле гостиницы, по той самой дороге, по которой тогда подъезжал автобус к этой гостинице, как на видео. Немного прикоснулись к истории… Да, финны были не дураки, когда строили гостиницу в таком красивом месте. И ведь раньше здесь регулярно по расписанию ходили автобусы (см. фото). Но что там автобусы! В расписании указаны номера телефонов во всех населенных пунктах, куда ходили автобусы. Стационарные телефоны в местах, в некоторые из которых сейчас и проехать-то нельзя! Стационарный телефон планировался и в толвоярвской гостинице (в расписании есть графа для отеля), но война помешала этим планам. Мы едем дальше по главной дороге, по которой раньше ездили на Мерседесах. И тут мы увидели дорогу, резко спускающуюся к озеру справа от главной, по ней можно проехать только на внедорожнике, и мы едем туда. Несколько крутых подъемов и спусков – и в 12 часов мы на отличной стоянке! Чего здесь только нет! Столы, скамейки, умывальник, приспособление для мойки и сушки посуды, для тента на случай дождя и даже холодильник – выкопанная в земле яма, с крышкой и с надписью «холодильник». Места под палатки застелены лапником, заготовлены дрова (правда, сырые). И нигде ни соринки! Не зря мы сюда приехали!
Мы быстренько обедаем супом харчо и чаем. В 13.30 Юра уезжает на велике, планируя проехать вокруг всего озера Толвоярви 40 км. Я чищу собранные грибы и отвариваю их партиями. В начале шестого вечера я начинаю волноваться. Сети здесь нет, да и телефон сел. Я иду прогуляться по окрестностям и фоткаю гряды (или груды) камней, не хуже чем на Воттовааре. Потом возвращаюсь и готовлю ужин. Юры все нет. Я завожу машину и заряжаю телефон. В 18.40 иду искать Юру. Выйдя на главную дорогу, останавливаю проезжающий мимо джип, спрашиваю, не видели ли они велосипедиста. Они сказали, что видели его часа 4 назад на третьей дамбе, а связи здесь нет нигде. Я их благодарю и иду обратно, и вижу, что навстречу мне едет Юра. Он проехал 74 км вместо 40, потому что дороги не соответствуют карте, в GPS одно, в карте другое, ну, в общем, как обычно. Очень много белых грибов прямо на дороге, по которой никто не ездит, но в основном старые, переросшие. Ужинаем в 19 ч., а в 20 ч. Юра решил порыбачить на лодке на каменной гряде посреди озера – луде. Но там он поймал всего одного окуня и поплыл к другому берегу, влево от нашей стоянки, и там рыбачил до темноты. Наловил 10 окуней и 3 плотвички. Я их почистила при свете фонаря, завтра сварим уху. Ложимся спать чуть позже 23ч. Сильный ветер.
16.08.2015. Встаем в 8 часов. Сварили яйца, попили кофе, Юра поплыл на рыбалку, я осталась в лагере хозяйничать, собирать палатку, вещи, варить уху. Юра сначала поплыл на вчерашнее место влево, но там за час ничего не поймал, потом поплыл в сторону луды. Приплыл через 1,5 часа, ничего не поймал. В 11.30 едим уху, получилась очень вкусная, а главное, не пересоленная. Собираем вещи и уезжаем с этой замечательной стоянки. Я фотографирую каменный мост, по которому мы едем. Доезжаем до перекрестка на Вяртсиля. Юра опять садится на велосипед, чтобы все-таки найти дорогу, по которой он должен был приехать к нашей стоянке. Он уезжает в 13.20, сказал, что приедет часа через 1,5. Но вскоре возвращается: одну дорогу он уже разведал, она тупиковая и ведет к озеру Толвоярви, и на ней стоит 2 финских дома. Я иду туда. Первый дом 1-этажный щитовой, но сразу видно, что не русский. Дверь открыта, я захожу внутрь. Везде следы жилья, кровати, подушки, а в холодильнике есть даже крупы. Икона, на стене открытка «любимому дедушке». Видно, дедушка уже почил в бозе. На улице есть даже собачья будка. Заросли красной смородины с огромными ягодами и огромный малинник. Поев немного ягод, я двигаюсь дальше. Слева от дороги на пригорке стоит красивый 2-этажный бревенчатый дом. Дверь вроде на замке. Я заглядываю внутрь через стекло. Как оказалось, что замок не закрыт, просто висит, Юра заходил туда внутрь, там все новое, хорошо сделанное, но не обжитое. И фото 6 мужиков на фоне этого дома. Жалко, что я не попала внутрь, а у Юры не было фотика. На доме прибита табличка с фотографией, что здесь было кладбище немецких солдат. Кто же построил эти дома и почему бросил? Я иду дальше к озеру. На озере волна – будь здоров! На берегу сделанные в финском стиле постройки – навесы для туристов. Но вокруг все заросло травой в человеческий рост, а внутри – какие-то грязные матрасы и куча пустых бутылок из-под водки. Видимо, это те самые постройки из российско-финского проекта по созданию национального парка «Койтайоки — Толвоярви». Невдалеке я вижу еще одно строение, а за ним – баня. Захожу внутрь, там тоже все здорово, даже есть стиральная машина, и, похоже, когда-то это все функционировало, а сейчас на бане почему-то нет крыши. Тут же рядом с баней захоронение с крестом, а за ним огромная изогнутая во все стороны 2-стволовая сосна и небольшой причал. Вдоль мостков растут ярко-красные ягоды, похожие на бруснику, я попробовала и выплюнула – сладковатые и внутри косточка (и правильно сделала: уже будучи дома, прошерстив интернет на предмет дикорастущих ягод, я с трудом нашла, что это ядовитые ягоды и называются они «волчье лыко»). Я возвращаюсь обратно. Юра уже съездил на разведку, ничего хорошего не разведал, нужной дороги так и не нашел. В 14.20 мы садимся в машину и направляемся в сторону Вяртсиля, в погранзону. Дорога здесь гораздо хуже, чем когда мы ехали через Райконкоски. Примерно через час мы подъезжаем к закрытому шлагбауму, под которым по всей ширине лежит полоса с огромными шипами. Из будки выходит пограничник с собакой. Юра показывает наши загранпаспорта с визой и говорит, что мы едем в Финляндию через Вяртсиля. Пограничник осматривает машину, записывает данные о нас в журнал, поднимает шлагбаум и убирает шипы. Мы проезжаем и едем 30 км вдоль русско-финской границы прямо рядом с контрольно-следовой полосой. На середине дороги встречаем трех пограничников, делающих обход. Немного не доезжая до Вяртсиля, у дороги стоит памятник солдату и могила сбитых русских летчиков. От Вяртсиля едем мимо Рускеалы, мимо знакомых по гонкам Nike ACG Challenge и RedFox мест, и выезжаем на основную трассу в сторону Сортавалы. Машин, возвращающихся из Карелии в Питер, очень много. Юра летит по грейдеру, как метеор, обгоняя в тучах пыли «паровозы» машин. И вот в 19.40 мы уже в Шушино. Решили переночевать здесь, чтобы в понедельник с утра поехать в Питер. Здесь все фото.
|
|
|