8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге – 2014.
Вернувшись 2 марта с Онежского озера, Юра восторгался сложившейся там ледовой обстановкой и сказал, что такой отличной возможности покататься на коньках по Онеге может уже и не будет никогда. Поэтому почти с начала следующей недели начал собирать команду на новый поход 8-10 марта. Билеты на поезд в связи с праздниками были раскуплены, ехать нужно было на машине, но это давало нам мобильность передвижения и независимость от всяких расписаний. Вариантов было несколько, сложных и не очень, мне понравился больше всего такой: 8 марта – из Питера в Петрозаводск на машине, потом по льду Онеги на коньках-лыжах до Сенной губы и собственно празднование 8 марта; 9 марта – из Сенной губы до острова Кижи на коньках-лыжах и обратно; 10 марта – из Сенной губы до Петрозаводска на коньках-лыжах и домой. Это был единственный вариант, который позволял бойцам взять с собой боевых подруг и отметить с ними 8 марта, потому что он был им по силам. И народ выбрал именно этот вариант! В результате собралась компания из 7 человек: Юрий Бородулин и Татьяна Мысляева, Ваня и Катя Кононовы, Александр Соколов и Ирина Сафронова и Оля Лимонова, которую Гена Некрасов отпустил на 3 дня, оставшись с ребенком (он уже покатался по Онеге 1-2 марта). Никто из женщин не был ни разу на острове Кижи, поэтому это действительно был подарок!
Итак, 8 марта в 7 утра мы впятером выехали из Питера. Саня Соколов с Ирой выехали гораздо позже. В 11.20 мы уже были в Петрозаводске. Машину оставили на автостоянке на ул. Ключевой, которую Юра заблаговременно нашел в интернете и которая была недалеко от озера. В этом месте на берегу озера сугубо промышленный пейзаж, скорее напоминающий сталкерскую зону. В 12.10 мы встали на коньки прямо у берега и покатили… Лыжи при этом мы засунули в боковые клапаны рюкзака и закрепили, чтоб не болтались. Еще необходимый атрибут катания на коньках по льду – это спасательные шильца, с помощью которых можно выбраться из полыньи, если ты туда попадешь. У нас их было двое, выдали мне и Кате. Шильца, которые были на мне, конкретно помогли Юре выбраться из полыньи, когда он один провалился под лед на Ладоге в 2007 году. Кроме того, на моем рюкзаке INOV есть еще и свисток. Мой опыт катания на коньках прервался в 15 лет, когда очередные коньки мне стали малы. Но накануне похода Юра, оценив состояние льда на Суздальском озере в Озерках (Пожалуй, получше, чем на Онеге, будет!), заставил меня провести тренировку и доложить ему, как я справилась с задачей. С задачей я справилась отлично! Лед был ровный, гладкий почти везде и катить по нему было сплошное удовольствие. На Онеге лед был разный. Кое-где черный, гладкий с небольшими замерзшими трещинками, которые наши коньки легко преодолевали. А иногда встречались небольшие участки снега или хрустящего льда, где коньки зарывались носом и можно было упасть. Что мы и делали неоднократно. Поскольку был небольшой плюс, то на поверхности льда был небольшой слой воды и после нескольких падений обе перчатки и обе ноги с двух сторон у меня были мокрые. В одном месте лед напомнил мне метлахскую плитку на полу в нашем подъезде: разной неправильной формы белые льдины, а между ними – черный лед, и все это представляет почти идеально ровную поверхность. Народ, конечно, умчался вперед, но я отставала не очень сильно, и возле опасных трещин они меня всегда поджидали. В одном месте, подъезжая к Юре, я споткнулась и рухнула на лед на коленки, головой вперед. Падая, я, видимо, концами лыж, торчащими из рюкзака, ударила Юру, не доехав до него метра, и он тоже рухнул, как подкошенный. Юра то ехал впереди, то периодически останавливался и снимал всех на видеокамеру. В какой-то момент выглянуло солнце, которое не было обещано по прогнозу, разрезав небо по диагонали тучей. Так незаметно и бодро прошло 2 часа, постепенно верхняя часть льда становилась всё более хрупкой и коньки стали часто зарываться, грозя падением. В 14.25 мы надели лыжи, а коньки убрали в рюкзаки. И вот тут народ стал уходить от меня в еле различимую точку, хотя ветер дул попутный. Там, где было немного снега, я пыталась отталкиваться ногами, как при коньковом ходе, но на льду, где нужно было толкаться только руками, сил катастрофически не хватало. Некоторое время Ваня ехал со мной, поддерживая меня морально, но потом уехал догонять остальных. Когда до Сенной губы оставалось уже немного, им даже пришлось спрятаться от ветра за мыском какого-то острова, чтобы дождаться меня. Тем временем под ногами, точнее, под лыжами, уже практически везде был толстый слой воды. Когда достигли Сенной губы, то лыжи при каждом толчке просто рассекали волны – воды было по щиколотку и больше. И вот уже желанный берег! Осталось перейти-переплыть на лыжах маленький проливчик на острове Большой Климецкий – и мы дома! Финиш в 16.10, мы шли ровно 4 часа, по GPS прошли 49 км.
В гостевом домике в деревне Гарницы от турбазы «Сеновал» тепло, 2 комнаты (на 1 и 2 этажах) и кухня. Туалет есть в доме, но зимой он не работает, надо бегать на улицу в «скворечник», но он рядом. Часть еды мы привезли с собой на ужин и на завтрак, а завтра поедем на Кижи в магазин, т.к. в Сенной губе нет магазина. Обживаемся, сушим шмотки, перекусываем. Около 7 вечера появляются Саня Соколов с Ирой Сафроновой, они шли 3 часа. Ура, приехали макароны! А то мы уж думали, что нам на ужин придется есть голый фарш. В общем, всё удалось! И ужин, и праздник, и песни под гитару (Саня взял с собой маленькую гитарку).
9 марта. Подъем в 8 часов. Завтракаем и выходим в 9.50. Сегодня солнышко и небольшой минусок. Вся вчерашняя вода на подступах к острову замерзла, но лед наверняка еще хрупкий. Решили для начала проехать по суше до старой разрушенной церкви. И вот мы на льду. Мы идем все время на коньках, колбасимся возле буйка. Катит отлично! По дороге посетили архитектурный памятник - Церковь Знамения Богородицы в деревне Корба, знаменательный тем, что в достопамятные времена Саня Соколов упал с ее крыши и потерял паспорт (который, впоследствии, к счастью, нашел). На озере обозначен фарватер, по которому ездят воздушные подушки, таратайки и прочие транспортные средства. Но кое-где невдалеке от него уже образовались промоины. Вот наконец впереди появляются очертания знаменитого Кижского погоста. Доехали до острова Кижи за час. Одновременно с нами приехала «подушка» с туристами. Мы вышли на берег, подошли поближе к церквям, чтобы получше рассмотреть деревянное чудо. Церкви постоянно реставрируются методом лифтинга. Одно за другим бревна изымаются из конструкции с помощью домкратов, в мастерской бревна сруба пояса заменяются, подгоняются и собираются, сруб снова разбирается и ставится на свое место. Церковь можно реставрировать без разборки, так что туристы могут не только ею любоваться, но и с интересом наблюдать процесс уникальной реставрации. Практика уже показала несомненное преимущество метода лифтинга перед методом переборки, на котором ранее настаивали некоторые видные специалисты. Пока мы гуляли вдоль деревянной ограды памятника, к нам подошел молодой милиционер и сказал, что мы должны купить билеты даже на посещение острова, а не только церквей. Но девушки, которая продает билеты, на данный момент нет. Поскольку посещение главных церквей не входило в наши планы, мы быстренько спустились на лед и поехали дальше вдоль острова. Доехали до Церкви Успения Пресвятой Богородицы и вышли на берег. Поднялись на горочку к деревянной часовне, потом прошли мимо ветряной мельницы и кузницы к магазину. За нами увязались 2 местные собачки, которых пришлось подкормить, пока мы сидели на веранде магазинчика и перекусывали перед обратной дорогой. Меня, как якоря команды, отправили пешком обратно к Церкви Успения Богородицы, а остальные решили объехать оставшуюся часть острова на коньках и там уже встретиться со мной. Петелька у них получалась не слабая, я за 10 минут дошла пешком до льда и поехала потихоньку в обратную сторону. Я уже миновала Кижский погост, но сзади вдалеке так никто и не появлялся. Я ехала, придерживаясь широкой дороги, накатанной «подушками» и таратайками, выбирая лед поровнее, но поскольку таких дорог там было несколько, то я не заметила, как отклонилась по одной из них немного правее. Я все время оглядывалась и теперь уже стала различать далеко-далеко движущиеся точки своих товарищей. Лед на моей дороге был достаточно хороший, но меня смущало, что впереди на моем пути на солнце красиво переливалась вода. Меня терзали смутные сомненья, т.к. по дороге туда мы не проезжали таких водных участков. В конце концов, я совсем остановилась, поджидая движущиеся ко мне силуэты Юры и Сани. Еще издалека они начали махать мне руками, что нужно ехать влево. Когда мы встретились, Юра высказал всё, что он думает о моих умственных способностях. Оказывается, я отклонилась вправо от главного фарватера (размеченного, между прочим, буйками) и поехала по второстепенной дороге по Онежским шхерам. Воссоединившись с группой, я постепенно опять начала отставать. А тут еще лед, растопленный ярким солнышком, начал подтаивать и стал хрупким. Народ начал менять коньки на лыжи. И тут я уже окончательно отстала. Но вот впереди уже стали видны дома Сенной губы и силуэт разрушенной церкви. Народ поджидал меня недалеко от берега, т.к. решили до нашего причала в Гарницах ехать по льду, а возле берега были промоины. Когда обходили выдающуюся в Сенную губу часть нашего полуострова, пришлось даже вылезать на берег. Дальше по нашему проливу дорога была уже безопасная, и все уехали вперед. Я финишировала последняя у нашего причала, где для нас уже начали топить баньку. Проехали в этот день по GPS 35 км, я немного поменьше. Вечером сходили в баньку, поужинали, стали строить планы на завтра. Поскольку ветер не утихал, то всю обратную дорогу надо было ехать по льду против ветра. Кроме того, состояние льда ухудшалось и большую часть пути, видимо, придется ехать на лыжах на одних руках. Оценивая мои способности к этому, боясь, что я просто могу не доехать, а все замерзнут, ожидая меня, Юра принял решение отправить меня обратно на вертолете. Благо, что вертолет в это время летал ежедневно по маршруту: Петрозаводск – Кижи – Сенная губа – Петрозаводск, и билет до Петрозаводска стоил всего 714 руб. По сути, это был еще один подарок, т.к. я никогда не летала на вертолете. Так и решили. Спать легли пораньше, один Саня долго не мог успокоиться и все норовил громко петь песни, хотя ему утром вставать раньше всех, т.к. Ире надо успеть на вечерний поезд в Москву из Питера.
10 марта. Саня встал в 7 часов, но вышли они только в 8.30, хотя планировали в 8. Остальные встали в 7.30, позавтракали, собрались и вышли в 9 часов, как и было запланировано. Я проводила их на причале. Путь им предстоял нелегкий, ветер был очень сильный и все время в лицо. Я прибралась в избенке и стала ждать Мишу Лупина, хозяина турбазы «Сеновал», который жил в соседнем домике и обещал отвезти меня к вертолету на своей эксклюзивной таратайке. Около 11 часов мы выехали с причала сначала по озеру, а потом часть пути по суше. Так называемый аэропорт, расположенный не так далеко от разрушенной церкви, представлял собой небольшое поле, размеченное по углам красными флажками, в центре этой площадки и должен был сесть вертолет. И вот через некоторое время послышался гул вертолета и огромная махина МИ-8 приземлилась в обозначенный флажками квадрат. Пока высаживались несколько пассажиров и загружались мы – трое пассажиров из Сенной губы, вертолет не переставал махать пропеллером. Внутри места для пассажиров расположены вдоль бортов, как в метро, и почти все они были заняты: человек 8-10 МЧС-овцев с коробками, сумками, ноутбуками, две мамаши с маленькими детьми и еще несколько пассажиров. Мне досталось место сразу за дверью кабины пилотов (которая, к сожалению, была непрозрачная и наглухо закрыта), но хотя бы у окошечка. Мы сразу же и взлетели. Из окошка было видно Сенную губу, разрушенную церковь и даже наш домик. Летели мы довольно низко, иногда было очень хорошо видно на льду даже следы от лыж, наших или Юриных недельной давности. Кое-где появились трещины. Я надеялась, что, может, увижу своих, но увидела лишь один раз рыбаков на льдине. Ребята говорят, что слышали гул вертолета, но он, видимо, летел еще только из Петрозаводска в Кижи. Летел вертолет очень ровно, без всяких воздушных ям и тряски. Не прошло и 25 минут, как мы уже стали приземляться в Петрозаводске. На поле стояли стройным рядом 6 самолетов АН-2 Авиалесоохраны. А говорят, что раньше они летали каждый день в Сенную губу. Но это было еще в те годы, когда там жило много народу, была школа, магазин и пр. А теперь там ничего этого нет. Таким образом, в 12 часов я уже оказалась в Петрозаводске. Мои уже шли в это время 3 часа по льду, и неизвестно, сколько еще будут идти. Ключ от машины был у Юры, и мне надо было где-то скоротать время. На мое счастье мой сокурсник Паша Дружинин, живущий в Петрозаводске, оказался дома, и я попросилась к нему в гости – чайку попить и поболтать. А так как у меня была видеокамера, то я даже смогла показать часть нашего похода. Юра с ребятами доехали обратно за 5 часов. Небольшой участок пути они проехали на коньках, пока коньки буквально не стали врезаться в подтаявший лед. Поэтому большую часть они проехали на лыжах. Кроме того, образовались трещины, а их лучше было преодолевать на лыжах. Меня забрали около 16 часов и сразу поехали домой, купив немного еды в магазине и доедая остатки своих запасов. Дорога была сложная, на трассе «Кола» было огромное количество машин, возвращающихся, быть может, лыжников, с севера после праздников и много большегрузов. Но, тем не менее, Юра преодолел этот путь (412 км) за 5 часов. Правда, в Олонецком районе ему выписали штраф 500 руб. за превышение скорости. В общем, поход удался. Может кто-то покрутит пальцем у виска, а я считаю настоящим подарком то, что 8 марта я проехала на коньках по льду Онежского озера 50 км, 9 марта впервые увидела остров Кижи и 10 марта впервые в жизни летала на вертолете. Как говорит главная героиня в небезызвестном всем фильме «Москва слезам не верит»: «Но теперь-то я точно знаю, что в 40 лет жизнь только начинается!» И я это точно знаю!
P.S. Руководитель похода Юрий Бородулин сказал: «Наши женщины – лучшие! Я горжусь ими!»
Татьяна Мысляева
|