|
Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь" - 2015
В сентябре в районе форта «Красная Горка» проходили соревнования BikeAdventureLite. Увиденное настолько впечатлило Юрия Бородулина, что он решил съездить сюда еще раз на велосипедах в краеведческий поход. Как обычно, он подготовился к походу не только практически, но и теоретически, прочитав необходимую информацию в интернете. И выбрав погожий денек, 25 октября мы двинулись в путь.
В качестве отправной точки Юра выбрал место старта BikeAdventureLite у небольшого озера (чтобы потом можно было помыть велосипеды!), куда мы приехали на машине. В 9.50 мы сели на велики, недалеко от нашего старта находилась заброшенная база ПВО, там собралась большая тусовка из автомобилей. Неужели столько краеведов понаехало сюда? Конечно же, нет! Все эти люди приехали пострелять в пейнтбол.
Нашим же первым историческим объектом была огромная бетонная площадка на разрушенной железной дороге - огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 365 и 305 мм (их мы потом увидим в музее форта «Красная Горка»). С железной дороги, проходящей вдоль берега Финского залива, эти орудия могли перекрыть всю акваторию Финского залива, захватывая даже часть бывшей территории Финляндии.
Следующим объектом нашей экскурсии была похожая на Эйфелеву башню вышка командного поста огневой позиции железнодорожной батареи. Когда-то наверх вышки можно было забраться по железным лестницам, но сейчас они были заботливо кем-то спилены (и сданы в металлолом), дабы народ не мог упасть и разбиться. Но я все-таки умудрилась залезть на первый уровень вышки, ломая сучки дерева, стоящего рядом с вышкой. Дальше наш путь лежал к маяку. На него тоже можно было залезть по наружным ступенькам, но только при очень большом желании, т.к. часть ступенек отсутствовала по тем же причинам. Сквозь пробитую явно послевоенными пулями дверь была видна металлическая лестница внутри маяка, но попасть туда было невозможно, т.к. дверь была предусмотрительно заварена. Маяк, видимо, работал на газовом топливе: внизу располагался ящик, где когда-то крепились 3 больших газовых баллона. Впоследствии мы видели еще несколько таких маяков.
Дальше мы поехали в сторону деревни со странным названием «Гора Валдай», потому что никакой горы там нет, зато есть храм Святой Троицы, построенный по проекту Василия Антоновича Косякова (автора Морского собора в Кронштадте) в 1903 и доживший до наших дней.
В деревне Гора-Валдай была расположена воинская часть с гидроавиабазой, ныне разрушенная и напоминающая фильм «Сталкер». Проезжая на великах по безлюдной зоне мимо разрушенных зданий и ангаров для гидросамолетов по заросшему мхом асфальту, мы себя чувствовали именно сталкерами.
Наконец мы выехали на берег Финского залива и заехали в ворота с надписью «Фортъ Серая Лошадь». Батарея «Серая Лошадь» (форт «Серая Лошадь») — противодесантная береговая батарея Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Построена в 1911 г. на мысе Серая Лошадь в районе деревни Черная Лахта. Позиция включала в себя две открытые долговременные батареи — на левом фланге четырехорудийная 120-мм орудий Виккерса, на правом — трехорудийная 152-мм орудий Канэ. Батарея была спроектирована благодаря докладной записке инженер-генерал-майора А. А. Шишкина. Её основной задачей была борьба с десантными кораблями противника в Копорском заливе, во избежание захвата форта «Красная Горка» с суши. Во время Великой Отечественной войны батарея держала оборону Ораниенбаумского плацдарма. Разоружена в связи с ликвидацией Кронштадтской крепости в 1950-е. В советские послевоенные годы здесь располагался летний лагерь ВВМУПП (Высшее военно-морское училище подводного плавания), о чем напоминают сейчас забитые досками окна деревянных корпусов. Нам удалось осмотреть строения двух вышеупомянутых батарей, орудийные дворики, побродить по подземным галереям, соединяющим огневые позиции, понаблюдать в окошечки наблюдательных пунктов. Недалеко от мыса находится грандиозное сооружение постройки 1910 года – командный наблюдательный пункт. Нам удалось побывать и наверху (кто-то заботливо привязал к лестнице веревку), и внутри этого сооружения. На самом мысу сейчас находится действующий маяк и база охотников и рыболовов.
Далее наш путь лежал к конечной цели нашего путешествия – форту «Красная Горка».
Форт «Красная Горка» (в районе деревни Красная Горка) был окончательно построен в 1915 г. под руководством генерал-майора Аполлона Алексеевича Шишкина, но в боевых действиях первой мировой войны участия не принимал. Во время Отечественной войны форт был важнейшей частью обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий значительно влиял на дальность продвижения немцев. По железнодорожным путям форта и вокруг него курсировали железнодорожные транспортёры с 180-, 305- и 356-мм орудиями, а также два бронепоезда - "Балтиец" и "За Родину", которые вели контрбатарейную борьбу с немецкими дальнобойными батареями, обстреливавшими Ленинград. Несколько таких орудий находятся сейчас на территории форта, по ним можно полазать, пофотографироваться и притом совершенно бесплатно. Их размеры и внешний вид действительно впечатляют! Кроме того, здесь есть народный музей, тоже бесплатный, но призывающий внести посильную лепту или свой вклад в создание музея. В отличие от форта «Серая Лошадь», где мы не видели никого, кроме охотников-рыболовов на базе, здесь довольно людно, много посетителей с детьми, которые с удовольствием лазают по всем орудиям. Сюда ведет дорога, выложенная булыжником, по которой можно легко доехать на автомобиле. На территории форта очень много различных военных построек типа капониров, блиндажей и т.п. Можно ходить здесь очень долго.
На обратном пути мы заехали на станцию Краснофлотск (по дороге будучи облаяны и чуть не съедены большими злыми собаками), которая до 2011 года была конечной станцией железной дороги, отходящей от Лебяжьего. Сейчас здесь, как и раньше, расположена действующая воинская часть, а сама станция и железнодорожные пути сильно напоминают наш любимый фильм «Край». А прошло ведь всего 4 года! Впрочем, как и в фильме, война тоже шла 4 года… От станции мы еще долго ехали вдоль линии военных укреплений старой военной железной дороги. Все путешествие заняло ровно 5 часов, проехали мы около 35 км. Кому интересно подробней ознакомиться с историей этого края, советую посетить сайт Алексея Госса Северные крепости, а именно разделы Форт Красная Горка и Серая Лошадь. Наши фото в альбоме.
|
|
|