В 8ч утра 15 февраля мы выехали из Старой Руссы в сторону Каменки, это 100км от Старой Руссы. В 9.30 мы были в Каменке. Остановились недалеко от обочины дороги, тут же рядом начиналась лыжня к Рдейскому монастырю, прокатанная предыдущими туристами на лыжах и снегоходах. Погода была великолепная, солнце, легкий боковой ветерок. До монастыря нам предстояло проехать 11 км по полям и по Рдейскому болоту.
Из истории монастыря
Рдейский Успенский монастырь — недействующий монастырь Новгородской епархии Русской православной церкви, расположенный в Холмском районе Новгородской области. 57°16′56″ с. ш. 30°53′23″ в. д. Монастырь находится на Рдейском озере, окружённом обширным Рдейским болотом, на территории государственного природного заказника «Рдейский», положение о котором было утверждено постановлением Новгородской областной Думы № 114-ОД от 28.12.1994, и ликвидированного постановлением Новгородской областной Думы № 725-ОД от 27.08.2008. Расстояние до райцентра Холма — примерно 30 км, до Старой Руссы — 100. Это малонаселённая и труднопроходимая территория.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Считается, что это случилось не ранее второй половины XVII века. Одна из загадок монастыря связана с легендой. В ней говорится, что место будущего монастыря было указано самим Андреем Первозванным, во время его путешествия из славного города Киева в великий город Новгород. Дойдя до озера, святой благословил это место. Из сказаний известно, что после посещения Рдеи апостолом это место долгое время считалось заповедным, да и слухи о нем шли как о привередливом, которое к себе никого не подпускает. Первые монахи пришли на Рдею в 17 веке. Затворники были уверены, что это уединенное место очень подходит для вознесения молитв. Первые постройки будущего прекрасного монастыря были возведены монахами из дерева и посвящены были преподобным Зосиму и Савватию. Спустя несколько десятилетий на территории монастыря воздвигли храм Успения и тоже деревянный.
В 1764 году, согласно указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.
Несмотря на то, что Екатерина II приказала упразднить обитель, в ней продолжали жить монахи, людской поток, желающих побывать в монастыре, не прекращался ни на день, несмотря на высочайшее повеление.
По болоту проложили надежную дорогу из прочных бревен. По ней безбоязненно продвигались не только паломники, но и кареты. Следы этой гати до сих пор заметны на поверхности болот. Дорога пролегала от ближайшего поселения до самых стен монастыря.
Последующая история Рдейского монастыря тесно связана с купцом А. Н. Мамонтовым. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.
В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.
С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Для строительства собора за пределами болота был построен завод по производству кирпичей. Иконостас собора выполнили из итальянского мрамора, напольную плитку привезли из Польши, а роспись собора и иконы создали кремлевские мастера. С демидовского завода был доставлен паровой котел, благодаря работе которого отапливался храм. Необычная деталь постройки: алтарь ориентирован не на восток, как полагается в православных храмах, а на северо-запад. Вряд ли это было ошибкой, но тайна ушла вместе с Мамонтовым.
Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.
28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».
В том же году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная.
По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.
Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик А. С. Каминский, исполнителем — архитектор И. Т. Барютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Он был оборудован современной системой парового отопления. Храм вмещал около 800 человек. И этот храм стоял не где-нибудь в центре большого города, а в глуши, среди болот, на берегу лесного озера. Несмотря на такую удаленность, храм всегда был заполнен верующими. Многие паломники приходили из самых далеких уголков страны, чтобы побывать на месте, благословленном самим Андреем Первозванным. Верующие стремились увидеть и преклонить колени перед многочисленными святынями Рдейской обители: холстяной ризой апостола Андрея Первозванного и несколькими чудотворными иконами.
После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.
Во время Великой отечественной войны в районе Рдейского монастыря шли ожесточенные сражения. Победа в этой локальной и, казалось бы, схватке местного значения, была так важна немцам, что они выпустили специальный наградной знак. Фашистам сильно доставалось от местных партизан. Фашисты считали, что монастырь используется народными мстителями, как наблюдательный пункт: с колокольни Успенского храма можно было осматривать всю местность. Чтобы избавиться от «проблемного» монастыря, немцы заминировали всю территорию. До сих пор никто не может понять, как смог уцелеть Успенский собор, когда вокруг взрывались мины.
Постройки монастыря сильно пострадали во время войны. Из них сохранилась только каменная часть ограды 1893 года и Успенский собор, который находится в разорённом аварийном состоянии. Полностью отсутствует кровля, двери и окна, верхнее перекрытие заросло деревьями; из декора сохранились элементы иконостаса из белого венецианского мрамора и остатки итальянской плитки. Плитка, кровельное железо и другие достойные внимания элементы построек растаскивались как местными жителями, так и некоторыми заезжими гражданами. Кроме того, монастырское кладбище нередко подвергалось набегам со стороны так называемых «чёрных копателей».
В последнее время возрос интерес к возрождению «Рдейщины», который поддерживается экспедициями мото- и дельтапарапланеристов к Рдейскому монастырю, ежегодно проводимыми в феврале-марте начиная с 2001 года. В 2008 году в районе создан благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь». Основной целью Фонда является консервация, восстановление, охрана и содержание архитектурного памятника Рдейский монастырь, возрождение Рдейского монастыря. При его участии начата консервация храма (покрытие куполов плёнкой) с целью сохранения памятника для его последующего восстановления. Как отметили ИА «Ваши новости» в областном комитете культуры, туризма и архивного дела, в восстановлении обители большое участие принимает Новгородская епархия.
По полям и по болоту «коньком» ехалось довольно легко. Меня держал снежный наст, Юра в основном ехал double-polling’ом по буранному следу, Вася – то по насту «коньком», то по буранному следу. Они вдвоем ехали, конечно, впереди, периодически поджидая меня. И вот уже впереди замаячили над лесом верхушки Успенского собора. Немного не доехав до монастыря, мы встретили в лесу мужчину с болотоходом, который пилил деревья, расчищал от деревьев дорогу к монастырю, готовил ее к летнему сезону. Мужчина оказался соседом из Питера, с проспекта Просвещения. Путь до монастыря занял у нас час с небольшим.
Перед осмотром монастыря мы решили перекусить. Недалеко от главного входа в Успенский собор мы обнаружили большой деревянный стол, за которым и расположились. Вскипятили в джек-бойле воду из Рдейского озера, которое находится прямо за оградой монастыря, заварили чай. С собой у нас были бутерброды и печенье. Тут же рядом стоит изба, в которой живут люди, которые занимаются восстановлением храма. Недалеко видна небольшая новая деревянная церковь Сретения Господня (действует с 2010г.) и рядом небольшой колокол. На берегу озера за оградой монастыря расположены домик - вагончик для туристов или паломников, летняя кухня под навесом и туалеты. На территории монастыря есть еще несколько деревянных сарайчиков типа рыбацких.
И вот настал момент, когда мы вошли в Успенский собор. Через окна и дырки в крыше в храм пробивался солнечный свет, ярко освещая изящные мраморные колонны центрального нефа церкви, куски мрамора от стен в алтаре, центральный купол церкви с виднеющимися там остатками фресок.
Под ногами на полу лежал снег. На аналое лежали свечи и иконы. У разрушенного входа в алтарь стоял стенд с фотографиями, изображавшими деятельность волонтеров по восстановлению храма за последние годы. Ажурные окна без стекол в боковых приделах храма как будто светились разноцветными витражами.
От всей этой красоты, которую невозможно было разрушить, просто захватывало дух. Уходить отсюда никуда не хотелось.
Потом мы спустились с фонариками в подвал, под всеми помещениями храма можно было пройти, по периметру под потолком подвала тянулись некогда трубы парового отопления. Почти все подвальные помещения уже были расчищены от мусора.
На прощание перед обратной дорогой мы зашли в Церковь Сретения Господня. Я увидела там несколько старинных икон.
Настало время тронуться в обратный путь. Мы спустились прямо на лыжах с северной стороны храма к озеру, миновав тем самым участок с напиленными для строительства дороги деревьями, и вышли на Рдейское болото. Стало существенно теплее, я даже сняла жилетку через некоторое время, и ветер почти стих, и солнышко припекало, но, тем не менее, наст оставался достаточно прочным, и обратно мы доехали за 1 час. Мы быстро переоделись и в 14ч уже двинулись в сторону Питера. Домой ехали 5 с половиной часов.
Все фото из похода.