RED FOX – 2012 (отчет группы поддержки).
Мы с Юрой приехали задолго до гонки, вечером 6 июня. Поселились в поселке Чупа, в Чупской губе на Белом море. Наш домик стоял прямо на высоком берегу с видом на море. Мы нашли его через интернет, турагенство "Кереть-тур". С виду домик симпатичный, деревянный. 2 этажа. Мы жили наверху в 4-местной комнате. Из удобств в комнате ТВ с 2 программами, чайник и микроволновка. Посуда: тарелки, чашки, ложки, вилки. Кухни как таковой нет, готовить негде. Но мы готовили прямо в комнате на своей газовой плитке, хотя это запрещено. Соседний домик, такой же новый и красивый, частично сгорел. В основном изнутри, видимо вовремя успели потушить.
Остальные удобства (умывальник, туалет, душ) находятся в отдельном домике, до которого идти метров 10. Вода горячая есть, но воду нужно строго экономить, т.к. она вся привозная. Море ведь соленое, оно хоть и рядом, а воду из него не возьмешь. Питьевая вода из родника, тоже привозная, в большом бидоне, прямо в комнате стояла.
Ночи белые, но солнца ночью не видно, оно где-то над самым горизонтом висит. А вот в Норвегии оно всегда светило, если туч не было. Ночи холодные, да и днем не жарко. Хорошо, что не было комаров, их ветром сдувает с моря. Пока мы жили в домике, на море был полный штиль. 2 раза в сутки прилив и 2 раза отлив. Так прикольно смотреть, когда вода уходит на 1,5 м по высоте и все дно обнажается.
7 июня. Хмурое, дождливое утро. Несмотря на это, мы поехали смотреть пороги на реке Кереть, по которым им нужно будет сплавляться 25 км. Мы взяли на всякий случай 2 байдарки - 1 неразборную - эстонский стеклопластиковый сияк и разборную "Ладогу". Но они обе не предназначены для прохождения порогов. Во-первых, они очень длинные, 6,5м, имеют острый киль и ими совершенно невозможно управлять в пороге. Лодки для слалома, как правило, короткие, 4,5м, плоскодонные, чтобы управляющими гребками можно было легко ее развернуть в пороге. Во-вторых, при наезде на камень можно пропороть и ту, и другую. "Ладогу" заклеить проще в случае пробоины, у нее шкура типа Совтрансавто, клеится заплатка из той же ткани клеем ПВХ. Чтоб заклеить сияк, надо его просушить паяльной лампой, потом эпоксидкой приклеить стеклоткань и ждать, пока затвердеет. В общем, геморрой еще тот. А в-третьих, кроме сплава по реке есть еще 50 км по Белому морю, где сияк имеет самое большое преимущество по скорости, да и "Ладога" не намного хуже, а вот слаломные лодки вообще не катят.
В общем, нам предстояло все это проанализировать и выбрать, на каких лодках они поплывут. У Паши с Наташей тоже был сияк и еще мы их заставили взять с собой "Ладогу" на всякий случай.
День был пасмурный, с утра дождь, температура градусов 11. Мы взяли только сияк, вернее, даже не сгружали его с машины. Пороги на Керети 3 категории сложности. Я как увидела пороги, сказала, что на этой лодке они точно перевернутся, а может и пробьют на камне. На "Ладоге" есть шанс пройти, если опытный водник (вот с Саней Соколовым мы бы там прошли), но Юра таким не является, а Илья тем более. Паша с Наташей тоже по порогам никогда не ходили. Некоторые пороги длиной по 1 км и представляют собой каменистую шиверу. Замучаешься обносить. Хотя тропы для обноса есть везде, но надо карабкаться то вверх, то вниз, а лодки очень тяжелые, да еще барахло будет внутри. Мы просмотрели 2 длинных порога, к которым можно подъехать на машине. И то к первому - Кривому пришлось лезть через болото. Но мы уже были все равно мокрые от дождя, нам уже все было пофиг. Последний порог Морской в деревне Кереть, уже перед самым устьем реки - был самым мощным с большими камнями в русле. Но зато там можно было подъехать на машине прямо к реке и дорога для обноса вдоль реки широкая, хорошая, порог где-то 800м длиной. Мы решили лодку дотащить до низа порога и там потренироваться. Надели гидрокостюмы на случай переворота, перчатки неопреновые, а я еще сверху куртку специальную для водников (вода холодная, а жареных не находили!) Пока тащили лодку, я чуть ежика не родила, такая тяжеленная, а она ведь пустая была. Сели на воду, походили траверсом через струю от одного берега до другого несколько раз, и даже на валике удалось посидеть. Ну, в общем, ничего, как-то плыть можно. Решили протащить лодку еще выше и пройти нижнюю часть порога. Долго изучали, где с какой стороны обходить какие камни, запоминали. Приволокли лодку, сели в нее. Юра говорит: "Что-то мне не хочется идти в порог. Потому что если мы перевернемся, то нас понесет по всем этим камням, и я ушибу все мышцы ног и потом не смогу бежать гонку." Перед гонкой в Эстонии, когда мы измеряли длину бассейна на спор, Юра, держа рулетку и пятясь задом, провалился по самую развилку между досками, так что порвал джинсы и сильно поранил ногу, и потом она у него всю дорогу болела на гонке. В общем, я его поуговаривала немного, но потом решила, что действительно не стоит рисковать. К тому же уже был вечер, мы целый день уже прошлялись, голодные, холодные, и от порога надо ехать почти 2 часа по жутко дупляной дороге на первой скорости. Вылезли мы на берег. Юра меня сфотографировал с веслом возле лодки: все-таки я тоже была к этому причастна. И поехали домой… На обратном пути увидели в карьере, где будет транзитная зона для байдарок, Костю Бекетова с ребятами, собирающего «Ладогу». Пообщались. Дождь постепенно кончился. Заехали по дороге еще на заброшенные шахты, которые были по пути. Все ходы-выходы засыпаны. Вечером вообще стало хорошо, на море штиль: тишь да гладь, Божья благодать! Так бы и сидел весь вечер на крылечке, глядя на Белое море…
8 июня потеплело, солнышко вылезло. Мы поехали в сторону Хетоламбино по заброшенным слюдяным шахтам, которых там было в изобилии. В основном они все засыпаны, но иногда можно встретить штольни, куда можно залезть. У них на гонке как раз такая была на тех.этапе, но я туда не ездила. Зрелище, конечно, возле этих шахт не очень приятное. Руины, кучи белого кварца, отвалы из руды с блестками слюды, из них и дорогу отсыпают. И кладбище рядом. Были в поселке Малиновая Варакка (впоследствии я нашла в интернете, что варакка - это рудник). Возле шахты увидели хорошего зайчика, но он так быстро бегает, что пока я включала камеру, он уже пробежал. Сначала Юра его увидел, закричал: «Заяц!», - я побежала за ним, а он затаился за каким-то небольшим строением (все это было на территории старой заброшенной слюдяной шахты), и пока я его искала, выбежал обратно и прямо на Юру (но у него камеры не было), и убежал в лес. Еще видели много-много заячьих какашек. Видно их там много водится. В деревне Пулонга стоит на суше деревянный корабль, а рядом старое футбольное поле с деревянными воротами, с деревянными трибунами…
Потом приехали Паша с Наташей. Паша подселился в наш домик, а Наташа с семьей остановилась в центре соревнований. Он был немного в другом месте, тоже на берегу Белого моря, мы там поставили себе палатки, чтобы с началом гонки уже переселиться туда. Народ потихоньку подъезжал, палаток становилось все больше. С погодой вроде нам везло, дождей почти не было, только немножко кратковременные.
9 июня приехали Илья с Юлей на поезде. На этом же поезде приехало еще много народу и часть организаторов. Днем получили карты. На велоэтапе дороги вполне приличные, значит, будет реальная гонка. Илья впервые сел в сияк, я ему разъяснила основные обязанности матроса: помочь сесть капитану, подать весло, столкнуть лодку, сесть самому; при причаливании выскочить из байдарки, причалиться, вытащить лодку, чтоб капитан мог выйти на берег, не замочив ног; при перевороте держаться за байдарку, ни в коем случае не бросать весло. Вечером был брифинг, потом мы отвезли сами свои лодки в первую транзитную зону, где кончается велоэтап и начинается водный. Решили плыть на сияках, а пороги обносить. «Ладоги» даже не распаковывали. Приехали в наш домик, чтобы последний раз переночевать.
Гонка стартовала 10 июня. Причем старт был открытый с 9 до 10. Наши подождали, пока стартуют основные их конкуренты, и стартанули в 9.32. Первый этап у них был велосипед с заездом на тех.этап в штольню. Но мне Юра не велел туда ездить, потому что дорога туда была очень плохая. Мы поехали сразу на финиш великов в транзитную зону к Варацкому озеру, куда накануне привезли байдарки. Там пока были только организаторы и волонтеры. Костя сотоварищи не спеша собирали катамаран, чтобы отправить его на первый порог – Краснобыстрый для спасения утопающих. Там же, на первом пороге, планировалось надуть 2 резиновых женщин, чтобы использовать их в качестве спасательных кругов. Пока что они томились в ожидании в Костиной сумке. Мне разрешили надуть одну, чтобы сфотографировать. Как вдруг Косте позвонили и сказали, что уже через полчаса здесь будет 3 команды. Спасатели судорожно стали спускать катамаран на воду, Костя сел в свой каяк, и они быстро погрябали по Варацкому озеру в сторону порога.
Наши приехали самыми первыми в 15.38, выстроившись квадригой на железных конях по всей ширине дороги, волоча где-то там сзади вместо колесницы почему-то только двоих украинцев. В общем, как стоячих обошли все другие команды, которые стартовали раньше, и уже везли всем как минимум полчаса. Паша с Наташей молниеносно переоделись, перекусив что-то на ходу, и уже потащили байдарку к воде, а Юра с Ильей все еще возились, что-то перекладывали, перекусывали… Тут уже и Ростовцев со своими чейзингами подъехал. Стартовали наши все равно первыми на байдарках, но на первом же пороге конкуренты их и обошли, пока они обносили пороги. Команда RED FOX (И.Клепча, И.Сафронова) шла на полиэтиленовой лодке. Эта лодка чуть короче, чем сияк, тоже имеет киль, руль (который в пороге убирается). Она предназначена в основном для гладкой воды, но может пройти и по порогам, только прямо. Она в пороге так же неуправляема, но зато она НЕУБИВАЕМА. Ее можно волохать по камням, по берегу, наскочить в воде на камень (правда, она может перевернуться при этом, но не сломается). Ее можно убить только если прыгнешь, например, на большой камень с большого водопада. Но таких там не было, все-таки река не "шестерка", а всего лишь "тройка". В общем, на первом же пороге команда RED FOX наших и обошла, она шла все пороги, не вылезая из байдарки, правда, с квадратными глазами, т.к. тоже не водники. Команда Ростовцева «Chasing daylight» имела 2 такие же лодки и тоже обошла наших на первом пороге. Следом за ними шли украинцы на двух «Ладогах», которые периодически драли лодку и клеились, но все равно были впереди. Потому что на Колупаевском пороге, который был длинной мелкой шиверой (мы его с Юрой не видели, т.к. к нему было не подъехать на машине), обе наши байдарки перевернулись, Илья потерял весло (хотя я ему перед гонкой внушала: первая заповедь матроса - никогда не бросать весло!). У Юры предусмотрительно было взято запасное весло. Кроме того, Юра с Ильей пробили лодку, она стала набирать воду, пришлось приставать к берегу и срочно заклеивать ее временно хотя бы серебристым скотчем, предварительно подсушив паяльной лампой.
Проводив наших на водный этап, мы с Юлей сразу поехали к концу сплава, в деревню Кереть к Морскому порогу, где мы с Юрой были накануне. Как проплыла команда RED FOX, мы даже не заметили. Это было, по моим подсчетам, примерно в 19 часов. О том, что они прошли, я узнала от рыбаков с рыбной фермы на противоположном берегу, которые как раз поднимали сеть, перегораживающую всю реку от одного берега до другого. Я подозреваю, что Клепча успел проскочить в порог, когда сеть еще не была поднята. И вскоре мы увидели уже 2 следующие команды-четверки чейзингов и украинцев, которые шли друг за другом. Перед порогом надо было сделать небольшой обнос, чтобы обнести эту сеть. И вот эти 2 команды мы как раз наблюдали в пороге. Они все обнесли сети и пошли в порог. Причем, сначала прошел Ростовцев, потом 2 лодки украинцев. А вторая полиэтиленовая лодка чейзингов в самом начале сделала "медный всадник" (т.е. села на камень, задрав нос) и очень долго пыталась слезть с него. Постепенно им это удалось, но при этом лодку развернуло кормой вперед, и их пронесло задом по всем камням и по всем "бочкам" в пороге. Я как раз стояла на берегу и все это снимала на видеокамеру. У матроса (Макс Вафин) глаза были, полные ужаса, и в конце он уже просто сушил весло (перестал грести и положил весло перед собой), в то время как капитан еще пытался что-то сделать, выполняя в данной ситуации уже роль матроса, т.к. сидел первым по ходу лодки. В общем, каким-то чудом им удалось пройти весь порог и не перевернуться. Где-то через полчаса после них появились наши. Я узнала, что Юра с Ильей пробили байдарку, а Илюхино весло нашлось, его выловили у какого-то моста зрители и отдали нашим. Наши вылезли, стали обносить сети и сразу же дальше весь порог. Мужики падали с ног, одна Наташа держалась молодцом (воистину, есть женщины в русских селеньях...), еще и мужиков успокаивала, когда они готовы были сложить все маты-перематы на Костю Бекетова за эти пороги. Они прошли чуть дальше церкви, там спустились на воду и поплыли на другой берег уже в самом конце порога. Когда мы с Юрой тренировались здесь 2 дня назад, то был отлив и в этом месте там еще вода бурлила. А теперь же был прилив и все было залито водой и даже бурунов никаких не было. На другом берегу была транзитная зона, в которой команды оставляли байдарки и отправлялись на трекинг. В транзитке наши заклеили байдарку, уже с помощью паяльной лампы и эпоксидной смолы, и поели. Этап трекинга 50 км шли ночью часов 7. Дорог не было никаких: камни, кочки, болота. Повезло еще, что начался отлив и можно было идти по прибрежной полосе, хотя там все равно были скользкие камни. Потом команды опять садились в байдарки и плыли 50 км по Белому морю, по дороге еще беря несколько КП на островах, и на одном из островов было скалолазание. Это был последний этап гонки.
Проводив наших бойцов у Морского порога, мы поехали опять в первую транзитку забирать их велики, которые организаторы увозили оттуда на машине с прицепом в несколько рейсов. Но по дороге, проезжая по мосту через Кереть, нам удалось увидеть команду-четверку «Альпиндустрия Питер», которая как раз проплывала в это время под мостом. В транзитке уже лежала огромная куча велосипедов. Кто-то эту картину обозвал: «Квест: найди свой велик». Оргам предстояло перевезти 150 велосипедов. Мы частично облегчили их задачу, забрав свои четыре. Когда приехали в лагерь, была уже полночь. Несколько часов удалось поспать.
11 июня. Утром уже часам к 9 вся пресса высыпала на берег в ожидании победителей. Как и ожидалось, команда RED FOX пришла первой. Я их увидела еще издалека в бинокль. Финишировали они в 9.30, пройдя гонку чуть больше чем за 24 часа. Через полчаса приплыли украинцы, а еще через 15 минут – чейзинги. Костя Марченко сказал, что если бы они не опередили чейзингов на скалолазании (а там была одна веревка), то на Белом море чейзинги бы их «сделали», т.к. они все уже «умЭрли». В 12 с копейками финишировал «Мокрый праздник» - Антон Тампель и Ваня Храбрых, которых наши по-джентельменски пропустили вперед на веревках, т.к. они боролись за первое место среди ММ с командой RedFox Spb (Иван Кононов, Евгений Иванов), а в четверках ближайших соперников не ожидалось еще в течение нескольких часов. Не прошло и 10 минут, как финишировали наши. Таким образом, они стали лишь третьими среди четверок. Когда нашу лодку вытащили на берег, оказалось, что весь первый герметичный отсек для вещей наполовину залит водой – там тоже была пробоина.
После гонки мы успешно помылись в душе в нашем домике, но заселяться туда вновь уже не стали. Вечером провели работу над ошибками, а потом отсыпались.
12 июня в 12 часов дня прошло награждение, хотя некоторые команды еще и не финишировали. А некоторые призеры уже и свалили с соревнований.
Татьяна Мысляева
|