главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
....................................
статьи

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


Русский север-2019. Часть 1.

Териберка и остров Кильдин


  7.8.2019. Выехали из дома в 8. Слушаем «Обитель» Захара Прилепина. В Карелии местами реверсивное движение, где мосты через речки. Продают морошку. Не доезжая 22 км до Лоухов, поворачиваем направо на Энгозеро и едем примерно 5 км до озера Белочье. В 19.30 останавливаемся на стоянке, где Юра с Костей Бекетовым ночевали в прошлом году. До озера тропинка среди вереска. Поужинали гречей с тушенкой и салатом. Куча мошки. Спать легли в 22 ч. Ночью начался дождь, но к утру кончился. Новая палатка NORMA не подкачала.
   8.8.2019.  Встали в 6. Дождь кончился и сквозь деревья светит солнце. Ветра нет, опять куча мошек.
Позавтракали довольно быстро и уже в 7.10 выехали. И вовремя, потому что по дороге начал накрапывать дождик. К счастью, ненадолго. В 8 проехали Полярный круг, не останавливаясь. В 11.40 приехали в Мурманск к ОФСБ Северный проезд, д.5. На КПП нас заставили выключить мобильные телефоны, обшарили с ног до головы со всех сторон металлоискателем, посмотрели паспорта. В бюро пропусков по входящему номеру нашего письма нам выдали пропуска в погранзону со сроком действия  до 14 июля 2020г. Недалеко отсюда находится памятный знак Ивану Алексеевичу Бородулину, сходили к нему. Это почетный герой города Мурманска, советский разведчик, полный кавалер ордена Славы, проживал в этом доме, где памятный знак.  Затарились продуктами здесь же рядом, в Евроросе. Пообедали в «Тарелке» на ул.Самойловой, д.5. Погода пасмурная, но хотя бы нет дождя. Решили поехать в Териберку.
   
Около 17 ч приехали к небольшому озеру (оз.Песчаное), оставили машину, переоделись и пошли гулять. Периодически моросил дождь и дул ветер с моря. Мы пришли на то место, где снимали пикник в фильме «Левиафан», там красивый вид на море со спуска, а еще ниже – красивый водопад Батарейский, впадающий в море.
Мы полазили по горам, где стоят несколько пушек батареи береговой обороны №199. И дошли до того места, где лежит мертвый кит, а вернее то, что от него осталось. Несколько дней назад Юра видел в интернете, как на сушу в районе Териберки выбросило кита и его едят медведи. Сейчас от кита осталось очень мало. Мы стояли на вершине скалы, а внизу у побережья на камнях лежали останки кита.
  
Я взяла бинокль  и увидела, что его кто-то ест. Мне показалось, что это лисица, но это был медведь, просто далеко было. На стрёме тут же летали чёрные вороны в ожидании, когда медведь закончит свою трапезу. Он вроде с виду был небольшой, такой же светленький, как в Дальних Зеленцах. Медведь поел, видимо, там уже немного вкусного оставалось и стал подниматься по направлению к нам. Тут же на освободившееся место слетелись вороны, а мы решили, что нам надо побыстрее возвращаться, пока медведь нас не догнал.
По дороге мы встретили 3 туристов с большими фотоаппаратами с большим объективом. Мы их предупредили о медведе, и они радостно двинулись навстречу медведю. Мы шли и все время оглядывались. Потом сфотографировались у водопада. Там было очень много желающих запечатлеть себя на фоне водопада.
      Гуляли мы 1,5 часа. Вернулись и нашли место получше невдалеке. Натянули тент от ветра, поужинали. Дождь всё моросит и холодно. Но зато нет комаров. Невдалеке от нас стоит группа с двумя машинами, оттуда звучит музон. Зачем музон, когда ты на природе? Слушай звуки природы и будет тебе счастье! Спать легли в 21.30, завтра не будем рано вставать.
   9.8.2019. Пятница. Спали до 10 утра. Ночью было холодно, моросил мелкий дождик, мы состегнули 2 спальника вместе, стало теплее. Утром даже были проблески солнышка и голубые проблески в небе. Позавтракали быстрорастворимой кашей. Удалось подсушить палатку на солнышке. Вася успел слазить на ближайшую горку. Выехали в 13ч. По небу ходят низкие тучи и вскоре опять начинает идти мелкий дождик. Приехали в Териберку, покатались по улицам, увидели, что строится какая-то огромная дорога, строит ее «Газпром», пробили ее прямо в скалах, очень красиво местами, ее еще не успели испоганить автографами. Дорога упирается в тупик, почему-то ее не закончили. Заехали в пивоварню, купили местного пива. От продавщицы узнали, что дорогу передумали строить, денег не хватило. На обратном пути заехали на Лисью гору, где занимаются кайтингом. Там никого нет, только недостроенное строение.
   
В 18ч. приехали в наш хостел «Ваш дом» на Сомова, д.7. Приятная хозяйка Алёна, небольшая комната на троих, душ, туалет, кухонька, TV. Плохо работает плита. Я начинаю заболевать. Болит голова и насморк, Вася сбегал в аптеку, купил мне каких-то таблеток от простуды. Спать легли в 22.30. Завтра отъезд в 5.45.
   10.8.2019. Суббота. Встали в 5, позавтракали и в 5.45 выехали в Росляково. Там нас уже ждал Виталий на моторной лодке РИБ. Выехали в 6.20. Волна, пока мы были в Кольском заливе, была небольшая. Но зато когда вышли в Баренцево море, волна уже была будь здоров! – Виталий сказал, что 3 балла. Лодка поднималась и падала всем днищем на воду. По дороге видели кита. В 8 часов мы пришвартовались на южном берегу острова Кильдин в Могильной бухте. Бухта Могильная расположена в восточной части острова. Являясь удобным местом якорной стоянки (остров Кильдин закрывает бухту с севера и северо-запада, а мыс Могильный - с востока), бухта известна с 15 в. и в 15-16 веках часто встречается на навигационных картах. Наиболее известной древней картой бухты является рисунок участника экспедиции Баренца Юнген ван-Линсхотена. Ведь именно отсюда отправились корабли первой голландской экспедиции на поиск морского пути в Индию и Китай. Сюда же и вернулись остатки команды Баренца после третьего плавания... Ван-Линсхотен подробно изобразил бухту, стоявшие в ней корабли, становище на восточном Кильдине, озеро, кладбище и навигационные знаки. В 16-18 в. бухта и становище на восточном Кильдине использовались для промыслов в летнее время. Печенгский, а позже Соловецкий монастыри использовали становище. Бухта и мыс в те времена стали называть Соловецкими или Монастырскими. Так продолжалось до 1809 г., когда англичане расстреляли из пушек и разорили становище на Кильдине. С тех пор бухта мыс и озеро носят название Могильные (по материалам сайта).  Здесь расположено реликтовое озеро Могильное. Оно совсем небольшое, имеет всего 560 метров в длину и 280 в ширину. Предположительный возраст озера — 1000 лет, причём, по мнению исследователей, впервые озеро появилось тут ещё 3,5 тысячи лет назад, но спустя 1,5 тысячелетия перемычка, отделяющая озеро от моря, была размыта. Озеро примечательно наличием нескольких слоёв воды разной степени солёности, от почти пресной на поверхности (солёность не более 3%) до солёности более 30% у самого дна. Причина такой многослойности — просачивание морской воды через перемычку, через вал в южной части озера шириной около 70 м и высотой 5,5 м. За тысячелетие существования озера в нём установился баланс между пресной и солёной морской водой, вследствие чего в разных слоях развивались одновременно и морские, и пресноводные, и организмы солоноватых вод. Всё это делает озеро Могильное единственным водоёмом такого типа в России. В озере водится занесённая в Красную книгу России кильдинская треска. Виталий показал нам самую узкую часть пролива между островом и материком метров в 200, где медведи переплывают на остров. Еще он сказал, что звонил погранцам и сказал, что привез на остров 3 туристов с пропусками. В общем, всё схвачено, мы под колпаком.
    Здесь в Могильной бухте находится туристская база, которая представляет собой видавшую виды деревенскую избушку, возле нее стоит грузовик, который возит  туристов по острову. Но в данный момент туристов нет. Накрапывал легкий дождик. Юра с Васей поискали стоянку у озера Могильное, но потом решили встать у старого разрушенного домика, где можно поставить рюкзаки под навес. Поставили палатку, взяли с собой обед и вышли в 10ч.    Сначала пошли наверх по дороге, которая идет вдоль всего побережья острова,  к восточному берегу. Осмотрели береговые батареи времён Великой Отечественной войны.
   Восточный берег - высокий и обрывистый, с него открывается красивый вид на море. Внизу виден мыс Сундуки. Но мы сначала идем к центральной части острова.
  
Там многочисленные развалины строений, оставшихся от воинских частей. Обнаружили остатки грузовой канатной дороги. Ещё там был неработающий ветряк с отломанной лопастью. А недалеко и действующая военная часть с вышкой и радиолокационными установками.
   Потом мы вышли к ручью, который вытекает из озера Придорожное, течет по скалистому каньону и стекает в море водопадом у северного берега острова. На этом ручье и пообедали. Опробовали стрелялку от медведя – грохнуло так, что чайки на побережье взметнулись в небо, хотя мы были в каньоне, далеко от берега.
  
   После обеда пошли вниз по руслу ручья. Возле него растет очень много родиолы розовой. Так мы дошли до водопада, стены каньона в этом месте стали отвесными и вниз к морю спуститься было невозможно. Пришлось возвращаться назад. Прошли сверху левее ручья и попробовали спуститься к морю в другом месте, но там был очень крутой склон, пришлось опять лезть наверх. Дошли еще до одного водопада и спустились вниз по крутому склону практически на карачках. Вышли к останкам разбитого корабля «Либерти».
   Море разбивается о скалы, очень красиво. Погода начала налаживаться. Уже и солнышко появилось местами и голубые просветы в небе. Очень много чаек, они улетают при нашем появлении, а весь берег завален их экскрементами. Вдоль всего северного берега огромные плантации золотого корня (родиолы розовой). Мы не устояли и накопали немного. Так постепенно дошли до мыса Сундуков.
  
   Огромные камни причудливых форм лежат на берегу, действительно похожие на сундуки. Дальше уже идем потихоньку домой. Вернулись в 19.30, прошли 23,6км. По дороге набрали немного грибов и щавеля в каньоне. Напротив нас белый маяк и через пролив 3 сопки «Три сестры».
   Вечером появились комары. На ужин нажарили грибов с луком и со сметаной. Когда стали пить чай, оказалось, что он солёный. Воду брали из озера Могильное, а вода в нем действительно солёная. Спать легли около 22ч. Я продолжаю страдать от простуды.
   11.8.2019. Воскресенье. Проснулись в 8. Спать было тепло, надели на себя все, что было. Утром на улице было тепло, мы просушили палатку, как следует, и сложили ее вместе с тентом, не снимая внутреннюю часть. Позавтракали, не торопясь. Вышли в 10.30 вместо намеченных 10 часов. И собрались уже было в путь в кроссовках, как вдруг пошел дождик. И мы быстро переоделись в сапоги. И правильно. Потому что дорога вдоль побережья длиной 15 км была с множеством луж, которые не обойти, к тому же периодически начинался дождик. Но было теплее, чем вчера. Через некоторое время мы вышли на брусчатку – «золотой  километр». Вдоль южного берега острова Кильдин проложена дорога, соединяющая восточную и западную части острова. За дорогой закрепилось название "дорога жизни". Участок дороги в 1 км от речки Черная в сторону Восточного Кильдина выложен гладкими булыжниками, причем участок в середине дороги. Некоторые даже сравнивают его с Красной Площадью... Но выложить даже несколько десятков метров дороги на острове ровными камнями - это адский нечеловеческий труд! Этот участок дороги получил название «золотой километр» или «золотой километр Рокоссовского»!!! (подробности можно прочитать здесь).
 Через некоторое время мы наткнулись на закладной крест от 3 июля 2019г. для будущей часовни Святого праведного воина Фёдора Ушакова Адмирала Флота Российского. Рядом стоял строительный вагончик, но там никого не было, а для церкви был лишь заложен фундамент и 3 деревянных столба.
   Прошли примерно половину пути и отдохнули в здании бывшего аэропорта, а взлетно-посадочная полоса – из железных траков. Пока мы там отдыхали, мимо пробежал любопытный хорек. Он спрятался под досками и высунул оттуда мордочку. Но мы громко говорили, и он убежал. Потом мы увидели большую стоянку туристов между берегом и дорогой. Там стояло несколько палаток и туристы под тентом в больших котлах варили себе еду. Они поздоровались с нами: «Доброе утро!», хотя был уже первый час дня. Видимо, они приехали вчера вечером и долго спали. На этой дороге мы увидели большую кучу медвежьих какашек, и весьма не старых.Часа  в 4 мы пообедали возле большого ручья с водопадом, стекающего с горы. Потом мы оставили рюкзаки и пошли пешком к поселку Западный Кильдин, где планировали заночевать. Здесь несколько 2–этажных жилых домов и один  3-этажный. Квартирки в них были 2 и 3-комнатные, довольно уютные, с видом на гору и на море, но сейчас всё это разрушено, окна выбиты и внутри одна разруха. Мы осмотрели бывшие военные объекты. Всё огорожено колючей проволокой и везде сторожевые вышки. Вглубь горы уходит узкоколейка, пойдем туда завтра с фонарями. Внизу расположен причал, мы посмотрели, где лучше приставать Виталию, когда он будет нас забирать.
   Недалеко от причала в море расположены садки для разведения рыб и плавучая платформа. Связи здесь нет в этом месте, а интернета тем более.  
   На обратном пути зашли на причал, где стоят 2 вагончика и бегают 2 собаки. Из вагончика вышел мужчина, Александр, который охраняет садки. Собаки оказались добрые и сразу стали ласкаться. Их взяли из приюта, и у них отдельное довольствие. Александр рассказал нам некоторые секреты про садки. На их станции из 16 садков выращивается 1100000 рыб. 200-граммовых мальков закупают в Норвегии и за 2 года из них вырастает сёмга 7-9 кг. Глубина сеток около 38 метров. Остатки корма, который выпадает из сеток на дно, обычно доедают крабы и бычки. Продают эту рыбу  вплоть до Кубы, в том числе она поставляется в Питер, в Москву. В Баренцевом море много таких ферм, занимается этим  крупная российско-норвежская компания Grieg Seafood, которая была спонсором норвежской гонки OFFROAD FINNMARK, в которой Юра участвовал в 2011 году.
  
Александр сказал, что вчера видели медведя на Восточном Кильдине, где мы ночевали, и вообще их 2. Собаки их гоняют. Мы сначала хотели встать недалеко у красивого водопада, где мы обедали, но он нам сказал, что там как раз медведь и бегал. Тогда мы решили встать у причала, у груды железа, но зато под присмотром собак. Они не на привязи и отгонят медведя. Мы сходили обратно к «медвежьему» водопаду за рюкзаками в сопровождении собак, и больше они нас не покидали. И ужинали с нами, им досталось немного макарон с тушенкой. К вечеру дождь вроде перестал, но небо в тучах. Завтра обещали +16 в Мурманске, но что-то не верится. За день прошли 15 км. Здесь будем ночевать 2 ночи. Завтра радиальный выход на Верхний Кильдин.
   12.8.2019. Понедельник. Встали в 7. Не успел Юра заварить омлет, как пошел сильный дождь. Мы похватали свои миски и забились в палатку. Дождь вскоре кончился, сварили кашу. Поели и опять пошел дождь. Где же обещанные +16 и солнце? Но вот и второй дождь кончился. Мы собрались и вышли в 9.25. Пошли по дороге, которая идет от Нижнего Кильдина до Верхнего.
   Сначала зашли в хранилище ракет берегового ракетного полка, находящееся в скале. Малые ракетные корабли подходили к причалу, выгружали ракеты и по рельсам их транспортировали в хранилище. А из хранилища по рельсам перевозили к ракетным установкам, находящимся в северной части острова.
    На южном берегу в западной оконечности острова находится небольшой маяк Западный Кильдинский. Он работает от солнечной батареи, расположенной в верхней части маяка. Можно зайти внутрь маяка, там стоят аккумуляторы. За маяком виден мыс Бык. По дороге на Верхний Кильдин мы смогли им полюбоваться. Мыс Бык является западной оконечностью острова Кильдин. Высокий и обрывистый, он является хорошим ориентиром для судоводителей на протяжении многих веков. Внешне мыс Бык похож на форштевень военного корабля XIX века с характерным острым тараном. Своим необычным силуэтом этот природный объект привлекает внимание всех проплывающих мимо и является прекрасным сюжетом для фотографий. Его-то мы как раз и видели в прошлом году с борта «Клавдии Еланской», проплывая мимо острова Кильдин.
    Мы дошли до поселка Верхний Кильдин. Здесь тоже были довольно благоустроенные жилые дома, клуб, баня, детский сад и другие объекты. Вдали от поселка и сейчас расположена воинская часть, у них вышка, хорошо берёт Мегафон и даже есть интернет.
    В море видны несколько военных кораблей и корабль с названием «Спасатель», и они все выполняют какие-то маневры.
  
Мы побывали на береговой батарее МБ-2-180, состоящей из двух башен, 4 орудий, калибр 180мм. Строительство батареи началось в 1935 году, штат батареи 191 человек. На базе батареи был сформирован 2-ой отдельный артиллерийский дивизион (оад), составивший основу инфраструктуры острова (батарея №-10, батарея №-195 4-100 мм, 52-ая отдельная пулеметная рота), а также основное население Верхнего Кильдина на 15 последующих лет.
  Перед началом войны на остров был переброшен вновь сформированный 6-ой отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (озад). Основными домами в то время были землянки для личного состава. В 1955 г. оад был расформирован, но в том же году началось строительство берегового ракетного комплекса и создание 616 Отдельного берегового ракетного полка (обрп).
   Впоследствии пушки и некоторые части были отрезаны на металл. Толщина брони купола 15см. Мы слазили в башню дивизиона. Батарея уходит под землю на 4 или 5 этажей, но мы спустились только до третьего, куча помещений внутри, технических и жилых. Много всего рабочего, можно покрутить купол, например.
   Пообедали на небольшом озерце и пошли потихоньку обратно. Дождя больше не было, мы вернулись в лагерь около 17ч., прошли 17,5 км. Только расслабились, развесили шмотки не ветерке, как вдруг пошел маленький дождик. К счастью, ненадолго. Легли рано, почти в 20ч.
   13.8.2019. Вторник. Встаем в 7. Спать сегодня было даже жарко. Позавтракали, собрались и вышли в 8.35. Только теперь мы пошли в Верхний Кильдин не по дороге, а сразу вправо по «медвежьей» тропе по не очень крутому склону, шли по азимуту, перебрались через ручей и в конце концов вышли на ту дорогу, но скроили при этом 4 км.
  
И двинулись дальше в в сторону Северного Кильдинского маяка. Он расположен в северной части острова Кильдин.
Маяк имеет одну из самых больших дальностей видимости на Мурманском берегу, 22 мили. Это хороший ориентир при подходе к Кольскому заливу с севера и северо-востока. Дальше Кильдинского Сев. маяка светит только Харловский (26 миль). Маяк Кильдинский Северный представляет из себя высокую круглую башню с белыми и красными полосами. Важность и красота Кильдинского маяка не оставила без внимания создателей серии почтовых марок «Маяки России».
    
  
На маяк мы пришли в 11ч. Залезли наверх по винтовой лестнице внутри маяка. Наверху солнечная батарея. В одном из туристских отчетов один мужик пишет, что он ночевал внутри маяка наверху в дождь. Там стоит железная кровать без спинок и банка сайры, видимо, НЗ (неприкосновенный запас) для таких вот туристов-бедолаг. Справа от маяка, если стоят лицом к морю, простираются огромные ровные каменные террасы, как будто неведомые великаны разровняли их гигантскими граблями.  А на море всё ведутся маневры военных кораблей.
   После маяка пообедали на каком-то то ли озере, то ли болотце, а потом поднялись на горку и обнаружили там береговой ракетный комплекс «Утёс». Жалко, что мы не взяли сегодня фонари, но даже с телефонами мы спустились под землю и посмотрели на ракетные установки. А одна крылатая ракета валялась наверху, на траве.
      
  Береговой ракетный комплекс Объект-101, парный комплексу Объект-100 в Крыму под Балаклавой, был размещен на острове в 1957 году. Он состоял из двух стартовых площадок, удаленных друг от друга на 8 километров. Главным отличием «Объекта 101» от «Объекта 100» было то, что на Кильдине не пробивали штольни вглубь скал, а открытым способом выкапывали траншеи глубиной до 6 метров. В каждой траншее во всю длину (до 100 метров) и высоту делали из бетона короб прямоугольной формы, поделенный на отсеки. Затем этот короб присыпали землей. Отверстия, через которые проникали подземные воды, заделывали жидким стеклом. На каждой батарее закрепленная на тележке ракета по рельсовому пути через открытую 10-тонную бронедверь подавалась в пост технической подготовки. Здесь размещались контрольно-проверочная аппаратура, подъемное оборудование, принадлежности для производства регламентных работ, подготовки к боевому применению или практическим стрельбам. За следующей бронедверью находилось хранилище ракет боевого комплекта — 6 ракет в 2 ряда. В марте 1957 года на «Объект 101» доставили материальную часть БРК «Сопка». Для эксплуатации «Объекта 101» в этом же году был сформирован 616-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), в состав которого входило 2 ракетных дивизиона. Укрепленный подземный комплекс мог использовать крылатые ракеты для поражения надводных целей - первоначально С-2, а с 1967 года началось перевооружение на П-35, завершившееся только к 1983 году. Комплекс прекратил свое существование в 1995 году, 616-й отдельный береговой ракетный полк был расформирован и выведен с острова Кильдин, а все средства ракетного комплекса оставлены на острове.
    
  Первый пуск самолета-снаряда на Кильдине состоялся 16 октября 1957 года. Мишенью был находившийся в свободном дрейфе морской буксир «Вайгач». На буксире установили «розу» уголковых металлических отражателей, что дало отражающую поверхность цели, эквивалентную отражающей поверхности крейсера при облучении РЛС «Мыс». Дальность стрельбы составляла 70 километров. При стрельбе удалось достичь прямого попадания в отражатели.
     Наверху в районе БРК мы тоже видели медвежьи экскременты. На обратном пути посетили городок второго дивизиона – казармы и пошли дальше через Верхний Кильдин в сторону лагеря по нашей срезке. На горе созвонились с Виталием, он приедет после 19ч. В лагерь пришли около 16ч., прошли 20,3 км. Мы собрали вещи, попили чаю, сидим, ждём. К вечеру похолодало, но спасибо, что хоть не было дождя.
   Виталий приехал в 19.15. Мы быстренько загрузились с временного плавучего причала, к которому обычно пришвартовывается катер охраны садков. Когда проходили мимо собачьих будок, обе собаки выскочили, я их приласкала напоследок. А когда мы начали спускаться по трапу в лодку, они долго и непонимающе лаяли: «Куда вы, куда вы?».
    Обратно вода была меньше, чем по дороге туда, но опять прилично кидало, пока не зашли в Кольский залив. В Кольском заливе видели «Клавдию Еланскую», идущую нам навстречу в Островной. Юра с Васей опять видели спину кита, а я только трех нерп. Виталий почти всю дорогу травил байки про рыбаков, крабов и т.п. До Росляково мы дошли за 1ч.15мин. В 20.30 мы выгрузились и пошли к машине. Надо было успеть до 21ч в магазин, поэтому мы пошли тут же в Росляково в «Пятерочку», успели за 15 минут до 21.00 купить алкоголь, а потом  уже спокойно купили другие продукты. В наш хостел приехали около 22ч. Помылись, пожарили грибы, всё это было как-то долго, спать легли уже после 24ч.

(продолжение следует)


Татьяна Мысляева



Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.