главная
|
статьи
|
мультигонки
|
походы
|
соревнования
|
файлы
|
ссылки
|
обратная связь
|
о команде
 
статьи

Рёконьская пустынь-февраль 2024

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2023

Кронштадт - январь 2023

Русский север-2022

Лыжный поход по Кижским шхерам - март 2022

Рдейский Успенский монастырь - февраль 2022

Великий Новгоород, Ст.Русса - февраль 2022

Кировск ноябрь-2021

Русский север-2021. Часть 2. Беломорск, Сумпосад,Сумозеро, Осударева дорога, Надвоицвы, Медвежьегорск, Кивач

Русский север-2021. Часть 1. Мурманск, Североморск, Сафоново, Кошка-Явр п-ов Средний

Рыбалка на Ведлозере - июль 2021

Кирха Каукола в Севастьяново-2021

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2021 (часть 1)

"Первый снег" в Петрозаводске (декабрь 2020)

Русский север-2020. Часть 7. "Малые Корелы" и Пинежские пещеры. Возвращение

Русский север-2020. Часть 6. Остров Мудьюг

Русский север-2020. Часть 5. Северодвинск и Архангельск

Русский север-2020. Часть 4. Кий-остров

Русский север-2020. Часть 3. Ворзогоры

Русский север-2020. Часть 2. Летний берег Белого моря. Пурнема, Лямца

Русский север-2020. Часть 1. Подводная лодка, Липаковская УЖД, аэродром Ватега

Выгозеро июль 2020

Онежский канал июнь 2020

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2020 (часть 1)

Набережная Петрозаводска

Петрозаводск - 2020

Saariselka - 2019

Кировск ноябрь-2019

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 2)

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2019 (часть 1)

Русский север-2019, часть 2: Лиинахамари, п-ов.Немецкий, Риколатва

Русский север-2019, часть 1: Териберка, о.Кильдин

Велопокатушка на Ястребиное и Клюквенное озёра - 2019

Гребной марафон Выханду - 2019

Онежский лёд, или поездка на "Сеновал"

Швеция WMSOC - 2019

Тёсовская УЖД

Saariselka - 2018

Кировск ноябрь-2018

Русский север (август 2018),часть 3

Впечатления В.Мысляева о пробеге Пушкин- СПб - 2018

Русский север (июль-август 2018),часть 2

Русский север (июль-август 2018),часть1

Крым - 2018

Гребной марафон Выханду - 2018

Ладога - Вуокса - Шушино - 2018

На коньках-лыжах по Ладоге - 2018

MarciaGranParadiso-2018

Новогодний вояж-2018

Saariselka - 2017

Осенняя Иматра - 2017

Велопоход на линию Маннергейма - 2017

Вело-джиперский поход (Баренцево, Белое море-2017)

Иматра WMSOC - 2017

Новогодний вояж на север - 2017

Saariselka-Luosto - 2016

Вело-джиперский поход Рыбачий-2016

Заметки велосипедиста (Рыбачий-2016)

RedFox - 2016, или неоконченная гонка

Божи Дар - Обервизенталь WMSOC - 2016

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2016

Saariselka-Yllas - 2015

Форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь"- 2015

Клюква - 2015

Карелия, озеро Пизанец, Сегозеро - 2015

Соловецкие острова - 2015

Карелия, озеро Толвоярви - 2015

Карелия, гора Воттоваара - 2015

Петровский гребной марафон-2015 (рассказ Бородулина)

Петровский гребной марафон - 2015

Крепость Корела. Приозерск- 2015

Лыжный марафон в Исландии - 2015 (рассказ А.Шелёхина)

Путешествие к скале "Зеркало" и водопаду "Пасть дьявола"-2015

Путешествие в Фанагорийскую пещеру-2015

"Молодой Боец" в Горячем Ключе-2015 (дневник)

Швейцария-2015, или записки горнолыжника

Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах - 2015

Saariselka - 2014

Осенняя Иматра - 2014

Клюква - 2014

Рыбалка на Онежском озере - 2014

Авто-велопоход к Онежскому озеру-2014

Интервью с Юрием Бородулиным на гонке Red Fox Adventure Race-2014

8 марта не по-женски, или лыжно-коньковый поход по Онеге - 2014

Лыжно-коньковый поход по Ладоге - 2014

Новогодние каникулы в Кировске - 2014

Saariselka - 2013

Рассказ Саши Соколова о его прогулке вокруг Эльбруса с девушками

Петровский марафон - 2013 глазами семейки Мищенко

Петровский гребной марафон - 2013

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2013

"Молодой Боец" в Геленджике - 2013

Тролль-марафон: сбывшаяся сказка (Анатолий Шелёхин)

Лыжный поход по Ладоге-2013 (Даня Елизаров)

Лыжный поход по Ладоге (март2013)

Вечера на хуторе близ Мадоны (Латвия) - 2013

Новогодние каникулы в Швеции - 2013

Saariselka - 2012

И опять галопом по Европам...(Польша, Чехия, Германия-2012)

RED FOX - 2012

Петровский гребной марафон - 2012

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012 (рассказ И.Клепчи)

Estonian XT Adventure Race EXTAR 48h - 2012

Лыжный поход по Ладоге - 2012

Финская гонка X-Wiima-2012 в Коли

Путевые заметки о Килиманджаро

Рождественские каникулы - 2012

Saariselka - 2011

Клюква - 2011

Париж-Брест-Париж - 2011

Offroad по-норвежски или в краю незаходящего солнца

Краткое резюме Юрия Бородулина о гонке offroadfinnmark700

Предстартовые интервью Е.Куракиной с российскими участниками The ultimate MTB adventure race 2011

Весеннее путешествие на юг (А. Соколов о велотренировке в Крыму-2011)

Интервью с Денисом Куприенко и Юрием Бородулиным после чемпионата мира по рогейну - 2010

Путешествие по Новой Зеландии и чемпионат мира по рогейну - 2010

Полесье - 2010 (Илья Строганов)

Полесье - 2010

OkulAR - 2010

На байдарках по Ладоге - 2010

Шушинский три-о-тлон-2010

Tahko Arena Adventure Race-2010(М.Алёшина)

Как мы догнали Америку(Шелёхин)

Зимние забавы-2010(Соколов)

Weekend на коньках-2010(Бородулин)

Мультигонка КАНТ-2010

Неделя в Южном Тироле-2010

Дневник похода Татры-2010

Впечатления Александра Соколова о гонке Abu-Dhabi-2009

Гонка Red Fox-2009. Хроника событий

Чемпионат Европы по рогейну-2009

Впечатления А. Соколова о бревете Лондон-Эдинбург-Лондон-2009

По Ладожским шхерам-2009

Заметки активного болельщика (Три Стихии-2009)

Галопом по Европам-2009

Рассказ Анатолия Шелёхина о мультигонке Три Стихии-2009

Впечатления о флэш-бревете СПб-Бологое-2009

8 марта на Валааме или Драйв от Бородулина

Поездки на марафоны серии Worldloppet

Впечатления Александра Соколова о гонке Х-КРЫМ-2008

Марш-бросок за клюквой-2008

Чемпионат Мира по рогейну-2008

Восхождение на Эльбрус-2008

Вокруг да около гонки RED FOX или записки болеющего немультиспортсмена

Велопоход Подпорожье-Петрозаводск-2008

"В ночное" на велосипедах

Обзор сезона мультигонок 2007 от Юрия Бородулина

Записки новоявленного рандонера (После Париж-Брест-Париж-2007)

Велопоход в крепость Орешек-2007

По Ладожским шхерам-2007

На коньках по Ладоге-2007

SKI-O WMOC в Швеции - 2007

Новый год в лесу-2007

"Молодой Боец" выигрывает умом (RED FOX Adventure Race-2007)

Белое море

Вопросы команде "Арена" - интервью с Анной Бурлиновой

Перед отлетом в Бразилию на Ecomotion/Pro-2006

После Nike ACG Challenge 2006

Бизнес и экстрим

После The Raid World Championship-2005

После Winter Extreme-2005

Окончание сезона 2004

Как мы проиграли гонку в Латвии (сентябрь 2004)

Вопросы чемпионам (Red Fox Adventure Race-2004)

После Red Fox Adventure Race-2004

После Три-О-тлон-2002

....................................
погода
ссылки
Газета - Сила Движения


         Вело-джиперский поход на п-ова Средний и Рыбачий - 2016

  29.07.2016. Выехали из города в 20.30. На Мурманском шоссе большая пробка, едем очень медленно. За рулем Юра. В Лодейном Поле на посту ДПС во втором часу ночи нас тормознули и придрались к тому, что из-за великов сзади не виден номер, а это лишение прав. Юру долго чморили, но потом он отдал 2тыс.руб. и его отпустили.

   30.07.2016. В 5 утра за руль сел Вася. Перед следующим постом опять сел Юра. Решили пообедать в Оленегорске, т.к. никто там не был ни разу. В 12ч. сытно поели в кафе «Горняк» в центре города. Погода налаживается, тепло, солнышко, хотя с утра было пасмурно и даже накрапывал дождь. В 14.20 – последняя заправка в Мурманске. В 16ч. посетили мемориальный комплекс «Долина славы». В 16.30 проехали реку Титовка, на дороге шлагбаум. У нас посмотрели паспорта и мы поехали дальше. Дорога пошла грунтовая и горбатая с лужами. В начале шестого остановились на ночевку у большого и красивого водопада. Насобирали кучу грибов, нажарили, еще и на завтра осталось. Спать легли рано, до 22ч., все устали.
 
   31.07.2016. Встали в 7.15. Позавтракали, каша получилась жидкая, надо брать по 2 пакета на человека. С утра стоит морось в воздухе и иногда накрапывает дождик. Сосед по поляне – велосипедист из Мурманска – объяснил нам, где какие дороги, где можно проехать, где - нет. Оказывается, это место старта и финиша веломарафона, который у них проводится ежегодно по периметру полуострова Средний – 110 км. Трасса размечена желтыми ленточками «Триал-спорт».
   Выехали в 9.30. Едем очень медленно. Юра с Толиком едут по трассе веломарафона. Примерно через 8 км от водопада – Пьяный ручей, где, говорят, надо выпить, чтобы все было хорошо. Выпили по наперстку Vana Tallinn. У ручья сделан навес со столиком, а вокруг помойка – ну нет совести у людей!
   Навстречу нам попадается много машин, все приветствуют друг друга. Дорога становится очень красивой, открывается вид на горы и голубое Баренцево море. Иногда сквозь тучи проглядывает солнце, но вообще пасмурно. Собираем грибы, очень много крепких красненьких. Едим голубику, иногда встречается морошка. Часам к 12 подъезжаем на полуостров Средний к музею воинской славы отряда «Боец» – памяти защитников полуостровов Средний и Рыбачий. Мы ставим лагерь невдалеке на берегу ручья, обедаем и идем в музей. На горе видны часовня и колокольня, откуда раздается колокольный звон. Это звонит хранитель музея и экскурсовод – Кобяков Юрий Александрович. Он спускается к нам и немного рассказывает нам о боях на хребте Муста-Тунтури, и мы направляемся туда. Вася звонит в колокол в память о погибших воинах (такая здесь традиция), мы заходим в часовню Александра Невского. Рядом кладбище воинов, останки которых были найдены после войны. Мы поднимаемся в гору на хребет Муста-Тунтури, что в переводе с языка коренных жителей этих мест саамов означает Чёрная Тундра, или по другой версии в переводе с финского - чёрная, мрачная, безлесная гора.
   «Немногие на материке знают, что только здесь в Заполярье есть участки, где немецко-фашистские войска за всю Великую Отечественную не смогли перейти нашу государственную границу. На склонах Муста-Тунтури враг был остановлен в первый же день наступления, а всего километрах в 30-40 к востоку от него, в районе реки Западная Лица, не прошедшие и полпути до Мурманска, отборные части фашистских горных егерей были остановлены окончательно.
  Эти факты ни теперь, ни прежде не имели широкой огласки, возможно, чтобы не возник вопрос: почему же на других участках фронта захватчикам удалось продвинуться так далеко (до Волги и Кавказа).
   Война в этих местах началась на неделю позже: 29 июня, как будто не решалась, но зато потом в течение трёх с лишним лет тут шли непрерывные ожесточённые и кровопролитные бои. Немцы, не сумев прорвать нашу оборону в районе полуостровов, закрепились на плато и хребте, превратив их в настоящую цитадель с глубоко эшелонированной (в четыре ряда укреплений и заграждений) обороной. В теле Муста-Тунтури были вырублены окопы и траншеи в полный рост, устроены бомбоубежища, склады боеприпасов, штабы, госпитали и проч., а по плато к побережью были проложены действующие и по сей день дороги, качеству которых позавидовали бы нынешние дорожные строители.
   Нужно своими глазами увидеть укрепления в монолитной гранитной скале длиной около четырёх километров, местами возвышающейся над морем на 260 метров: там стояли орудия, миномёты, ДОТы, стационарные, дистанционно управляемые огнемётные установки, сжигавшие в пепел всё в радиусе 60 метров.
   Вот эту неприступную твердыню после 1200 дней и ночей мужественной обороны наши войска взяли штурмом в ненастную ночь 10 октября 1944г. Штурмовали с нескольких направлений, в том числе в обход. Но, пожалуй, самая трудная задача выпала на долю 614-й отдельной штрафной роты, по численности равной батальону или полку: 750 человек. Для отвлечения внимания противника, она должна была штурмовать высоту 260.0, чтобы овладеть вершиной, господствующей над Малым хребтом.
   Брали в лоб, снизу, с моря, со стороны полуострова Средний, карабкаясь вверх по отвесной стене сквозь колючую проволоку, кинжальный огонь пулемётов, огнемётов, гранаты, летевшие под ноги, и внезапно начавшуюся пургу. Собственно, почти или все полегли в ущелье между высотами (вечная им память и слава), но дали возможность другим частям захватить хребет и общими усилиями наших войск очистить западную часть Кольского полуострова от захватчиков. А ведь здесь нам противостояли не какие-нибудь мальчишки из гитлерюгенда – универсальные солдаты Горно-стрелкового корпуса "Норвегия", командовал которыми генерал горных войск Эдуард Дитль, бравые ребята из "Эдельвейс", хвалёные герои Крита и Нарвика, гренадеры от метр 80 и выше, специально обученные и экипированные применительно к военным действиям в условиях горной местности. То есть противник нам тут достался на редкость серьёзный, умелый и достойный. К тому же, бытовые условия у австрийцев, из которых в основном состоял контингент корпуса, были на порядок лучше, чем у наших солдат, оборонявших перешеек, северные склоны и некоторые не господствующие вершины хребта.  К чести мурманчан и жителей области - они трепетно хранят память о Тунтури, Среднем, Рыбачем, Долине Смерти, их защитниках, об этой трагической и героической странице в обороне нашей страны. В описываемых местах очень много могил и установленных ещё в советское время памятников, за которыми заботливо ухаживают молодёжь и взрослые. Поисковые отряды до сих пор каждый год обнаруживают десятки незахороненных останков наших павших солдат, которые торжественно предаются земле в Мемориале Долины Славы.» (по материалам сайта).
    Мы ходили по хребту более 4 часов, но прошли не до конца. Увиденное действительно повергало в шок. Груды колючей проволоки, осколки снарядов, груды гильз, огнеметы, каменные окопы и пещеры – и везде памятники и поклонные кресты. И наряду с этим потрясающие по своей красоте виды моря и окружающей тундры. Всю дорогу нас неутомимо сопровождали 2 хозяйские собачки, чувствовалось, что все им здесь знакомо. Мы спустились опять к музею, где Юрий Александрович уже подробно и очень эмоционально рассказал о героических защитниках Муста-Тунтури, которых 3 года отделяло от врагов всего 70 метров. С благодарностью мы оставляем пожертвование на музей и восстановление часовни.
   Ужинаем, ложимся спать около 23ч. За горами розовеет закат (или рассвет?).

   1.08.2016. Ночью и утром идет сильный дождь. Мы с Юрой встали в 7.30 и стали прилаживать тент над столом и над нашей кухней, потому что под таким дождем готовить невозможно, а в тамбуре палатки очень мало место и примус разжигать опасно. В конце концов нам это удалось. В кашу налили воды поменьше, чем в прошлый раз, стало меньше, но лучше. Выехали в 10.30. Дождь идет без перерыва, температура +9.
   Около 13ч. мы приехали к военным укреплениям справа от дороги, полазали в бункере. Там было хорошее место для обеда, но Юра сказал, что едем дальше, а обед будет вечером вместе с ужином. Местами дорога очень сложная: то полностью состоящая из камней, то по грязи с камнями. Васю приходилось корректировать, но он хорошо справлялся.
   Наша следующая цель была – скалы «Два брата». Дорога, по которой мы ехали вдоль берега моря, становилась все более непроходимой, и пришлось принять решение немного вернуться и поехать по другой дороге по верху горы. Ехали мы, ехали, пока Юра решил, что мы проехали, опять немного вернулись обратно к воинской части на верху горы возле мегафоновской вышки, но там проезд тоже был закрыт. Стали искать по координатам GPS. Опять доехали до того места, где уже были и поехали дальше. На мысу слева возле моря было видно 2 триги. Проехали еще немного, и там от дороги отходила отвилка влево назад вдоль берега моря, которая и привела нас к двум братьям. Мрачные, черные, в этот пасмурный день – они стояли на берегу. Решили встать здесь на ночевку, было уже почти 5ч. вечера. Помимо непрекращающегося дождя с моря дул пронизывающий холодный ветер. Палатки поставили между братьями и скалой, чтоб немного спрятаться от ветра. Мы поставили тент, но перед сном его пришлось снять, иначе его бы унесло ветром или порвало. Сварили суп и поджарили вчерашние отваренные грибы.
  После ужина сходили на берег моря в сторону воинской части. Там огромные глыбы камней, из которых время, ветер и волны создали самые причудливые фигуры. Такого мы нигде больше не видели. Еще я нашла пещеру в скале из черных камней метров 25 квадратных. Невдалеке от нас встала еще одна группа питерских джиперов с флагами на машинах.

   2.08.2016. Встали в 7.30. Очень сильный ветер, в воздухе висит морось, иногда начинает накрапывать дождь. После завтрака Юра стал чинить тормоза у велика, у него что-то сломалось. Выехали в 10.30. Проехали до конца полуострова Средний. Перед перемычкой слева внизу был виден памятник, там воинское захоронение, но до него 1,1км, туда не поехали. На море отлив, t+10, пасмурно. На полуострове Рыбачий виднеется заброшенный поселок Большое Озерко с двумя 5-этажными домами. Он остается справа от нас, мы едем по периметру вдоль берега моря.
   Переезжаем несколько бродов. По дороге перекусываем печеньем и чаем из термоса. Решили, что нам надо подъехать к ручью недалеко от Вайда-Губы, быстренько поставить лагерь и всем вместе на машине съездить на мыс Немецкий и Вайда-Губу. Нам повезло, что мы попали в отлив, т.к. устье ручья, где мы хотим встать, выходит прямо в море, а в прилив он сильно наполняется водой. Позднее вечером, уже в прилив, мы видели, как его переезжал Mitsubishi Pajero – вода была по самый капот! Ручей называется Червяной. Мы встали на этом ручье у красивого водопада. В устье ручья стояла команда джиперов, так они ходили к нам на водопад за водой, потому что у них внизу вода в ручье соленая. Мы быстро пообедали вкусным «Борщом московским» в 16ч. и поехали на машине на мыс Немецкий. Дорог туда много, но все они как-то пересекаются и приводят к Вайда-Губе. В поселке Вайда-Губа метеостанция, на горке военная часть и белые шары-радиолокаторы. Есть пара жилых 2-этажных домов – все-таки кто-то живет здесь – и здание типа администрации. В основном же это – сплошная помойка – груды железа, старой разрушенной мебели и всякого другого мусора. На мысе Немецкий – самой северной точке Европейской части России – конечно, очень красиво: слоистые черные камни, стоящие вертикально, и голубое море, разбивающее о них свои волны. На мысе действующий маяк, но туда вход воспрещен. Но зато мы залезли на старый  разрушенный маяк. По дороге мы встречали много джиперов, особенно много питерских, почти все ездят с флагами и целой армадой. Одна такая орда как раз и стоит в устье нашего ручья. А с нашей стоянки красивейший вид на водопад и на море.
   Засыпаем под шум водопада.

   3.08.2016. Встаем в 7.30. Стало немного теплее, +12, но ветер дует. Опять в воздухе морось. Выехали в 10. Едем на мыс Кекурский. Там высокие каменные гряды, мы залезаем на них и фоткаемся.
  Вид красивый во все стороны. Хорошо видно мыс Немецкий, белые шары на пригорке и всю губу Вайда. Едем дальше к поселку Мыс Скорбеевский. Там тоже разруха, остатки жилья, но мы увидели каких-то двух мужиков и двух велосипедистов – парня и девушку – путешествующих чисто на великах. Неожиданно наползает туман, в котором мы чуть не потерялись. Хорошо, что там была связь (вышка в Вайда-Губе) и у меня был включен телефон. Толик мне позвонил, а то бы долго нам пришлось искать друг друга в тумане. Мы едем вдоль берега моря, но ничего не видно из-за тумана. Потом туман немного рассеялся, и мы подъехали к водопадам. Там их 3 ступени, тоже очень красиво, и стоит везде много народу, в том числе и наша знакомая орда питерских джиперов с флагами. Они еще только собираются сниматься со стоянки, хотя уже 2 часа дня. Они планируют ехать туда же, куда и мы. Забегая вперед, скажу, что больше мы их не видели. 
   Мы едем дальше. Через некоторое время проезжаем запретную зону МО РФ. Здесь тоже стоит военная часть. Юра беседует с вояками, они говорят, что недавно на одном из бродов вытаскивали Land Cruiser. Постепенно сквозь тучи проглядывает солнце и туман исчезает. Ура! Погода налаживается, да и уже стало гораздо теплее, +14. Около 17 часов мы подъезжаем к самому сложному месту: крутой каменистый спуск, потом переправа через реку и крутой каменистый подъем, переходящий вверху в песчаный. Юра корректирует Васю буквально на каждом дециметре спуска, но все равно периодически машина плюхается брюхом или фаркопом по камням. Через реку мне пришлось перейти пешком, чтобы снять переправу на видео. Брод Вася преодолевает довольно легко и с разбега взбирается в гору. Отлично! Я купаюсь.
Здесь невдалеке тоже стоит лагерь. Я уговариваю Юру остаться, ведь здесь вечером будет целое представление, когда сюда прибудет орда джиперов. Но Юра говорит, что поедем еще 5 км до следующего ручья, устье которого в море и там многое зависит от прилива.
   Нам повезло, в это время на море отлив, мы едем по дну моря вдоль прибрежной полосы. Подъехав к нашему ручью, мы легко его преодолеваем и становимся на другом его берегу в очень уютном месте, немного защищенном от ветра. Вскоре появляется солнце и становится даже жарко. Народ купается - кто в ручье, кто в море. Постепенно начинается прилив, вода прибывает почти на метр, и наш брод уже не выглядит таким безобидным. Вода в ручье, где мы стоим, соленая даже во время отлива. Здесь куча плавника – дров, выброшенных на берег во время шторма. Они, конечно, сыроваты, но мы все равно разводим костер. К вечеру ветер почти стих, небо голубое, хотя и с тучками, удивительный золотой закат и розовые облака напротив. Мы засыпаем под шум прибоя.

   4.08.2016.  Встали в 7.15. Солнышко! Тепло! В 8 уже позавтракали, но долго собирались, выехали только в 10.20. Сюда так никто и не приехал, наверное, все джиперы встали на том ручье.
    Сегодня сплошные броды, один за другим. Проехали заброшенный поселок Зубовка, видны брошенные здания. После речки Оленка увидели двух оленей. Они, увидев нас, пустились наутек, забрались на горку и смотрят на нас, любопытно им. Потому и речка Оленка, что тут олени бегают. Позже мы видели стадо оленей на горе Эйна, это самая высокая гора п-ова Рыбачий – 299м. На одном из бродов Вася делал объезд по грязи и машина села на пузо. Почти полчаса откапывали ее, бросали камни, толкали – в конце концов выбрались, даже не пришлось применять Hi-Jack.
   Прошел сильный, но короткий дождь, снова выглянуло солнце и радуга. Мы подъехали к  Мотовскому заливу, губе Эйна. Хотели спуститься к морю и там перекусить. Но увидели, что прямо на берегу стоит военно-полевой лагерь: палатки, военных машин штук 15-20, люди ходят. Решили, что лишние контакты с военными нам ни к чему, поэтому после перекуса поехали вверх вправо по дороге. Через некоторое время справа открывается вид на поселок Большое Озерко и губу Большая Мотка. Около 5 вечера встаем на стоянку справа от дороги. Она довольно большая, но не очень чистая. Видно, что здесь часто останавливаются. Со стоянки вид красивый, но одолевают мошки, мелкие и средние, и очень кусачие. Светит солнце и ветра нет вообще. Вася сегодня устал от бесконечных бродов, которые он промерял в сапогах, лег спать в 8 часов вечера и даже не дождался чая.

   5.08.2016. Встали в 7.20. Солнышко, тепло, в небе почти нет облаков. Не спеша завтракаем, собираемся. Выезжаем в 10. Количество бродов резко уменьшилось. Мы едем вдоль губы Большая мотка, мимо заброшенного поселка Большое Озерко, где прямо у берега моря зазывает к себе круглосуточное кафе «Привал». Но Юра, увидев там в качестве обслуживающего персонала двух молодых людей, не решился там обедать, поэтому мы едем дальше. Мы покидаем полуостров Рыбачий и переезжаем на Средний и едем по нему на юг по дороге вдоль моря, по трассе веломарафона «Триал-спорт». Со Среднего полуострова выезжаем на дорогу, по которой мы приехали, тоже идущую на юг. Перекусываем на одном из перевалов в живописном месте и едем до развилки, где поворачиваем направо – там, где мы еще не были. Надо сказать, что ландшафт здесь намного живописнее, чем на Рыбачем – горы и небольшие озера. Вдоль них идет вымощенная камнями старая немецкая или Параварская дорога.  Дорога эта была построена немцами для снабжения своих войск на хребте Муста-Тунтури. Дорога проходит в горной местности хребта и выходит к берегу реки Печенга. Качество кладки просто поражает. Несмотря на 70 лет дорога находится почти в идеальном состоянии. Местами в ней пробили брешь ручьи. В одном таком месте через брешь перекинуты трубы, всякие железки, а под ними бревна, и это как бы мост, но очень стремный. Тем не менее, Вася под руководством Юры успешно переезжает по нему. Вскоре после моста мы становимся на стоянку между двух озер. Справа озеро Суормусъярви, а слева маленькое озеро без названия. Вода в них чистейшая. Вокруг красота. Начинаем готовить ужин, как вдруг нагрянул дождь. Он прошел довольно быстро, как и сегодня днем. И вскоре опять выглянуло солнце, и вновь открылась вся красота вокруг. После ужина Юра отправил нас с Васей за грибами для бабушки. Мы насобирали еще и для его друга. Пришли как раз к закату, около 22ч. Закат был просто потрясающий. Но вскоре с гор потянуло туманом и вот уже ничего не видно вокруг.
Ночью мы слышим шум с ревом проезжающей машины чуть ли не по нашим головам. Это приехал  УАЗ Hunter, они спустились прямо вниз до большого озера и поставили там палатки. Крики оттуда раздавались часов до 3 ночи.

   6-7.08.2016.  Встаем в 7.15. Туман, морось. Готовим завтрак и собираемся. Из палатки приходит мужик с культей на правой руке и с собакой с разными глазами. Оказывается, он местный, рассказал нам немного про окружающую местность. В частности, каменная постройка наверху вчера – это КП «Норд», там сидело немецкое командование. Выезжаем около 10. Юра провожает нас до опасного моста и корректирует Васин проезд. Дальше мы едем обратно до Титовки, выезжаем на шоссе и едем до Печенги. А Юра с Толиком тоже едут до Печенги, но по тундре, по немецкой дороге.
   Из-за тумана не видно никакой красоты. Через час туман рассеивается, но все равно пасмурно. Не доезжая водопада, где мы ночевали в первую ночь, Вася вытаскивает из кустов шестерку с восклицательным знаком, припарковавшуюся в придорожные кусты. Перед этим их только что вытащили из реки.
  
В 12 мы в Печенге. Везде ходят военные в камуфляже. Мы разведали магазин, кафе нет, но в магазине добрые тетеньки могут подогреть еду в микроволновке. В 12.50 финишируют «бойцы», мы встречаем их на круглой площади возле мемориала с белым танком. Потом мы с удовольствием съедаем каждый по курице и едем в Заполярный, в места боевой славы Анатолия Шелёхина. Он здесь служил 28 лет назад. И дальше наш путь лежит уже домой. В Титовке у нас опять смотрят паспорта. И мы выезжаем на трассу Мурманск-Санкт-Петербург. В Лодейном Поле были опять ночью, но в этот раз проскочили без происшествий. До Питера доехали за рекордно короткое время – 15 часов, 1500 км. В воскресенье утром 7.08. мы уже были в городе. За поход мы проехали на автомобиле 290 км. Все фото можно посмотреть в альбоме.


Татьяна Мысляева


Copyright © 2005 — 2006. Designed by Mislyaev V.