Новогодние каникулы в Кировске-Апатитах-2016
30.12.2015. В 20.30 выехали из Кузьмолово, -8. По дороге слушаем «Остров Крым» Василия Аксенова.
31.12.2015. В 8.30 приехали в Апатиты, ехали 12 часов, за рулем все время был Юра. Встретились с Григорием-хозяином квартиры по адресу: улица Космонавтов, 12-46. Зашли в квартиру, такая же хрущобная двушка, как была на Бредова, такая же когда-то раздолбанная, но немного подновленная, вставлены стеклопакеты. Полы прогибаются под каждым шагом, как будто ходит стадо слонов. Хозяин при нас снял грязное белье с постели, помыл грязную посуду, которая лежала в раковине, подмел пол, пока мы таскали вещи. Платим по 3000 руб. в сутки. С посудой не густо, всего 3 тарелки, 1 чайная ложка, но в изобилии столовые ложки, вилки и ножи. Нет спичек, чтобы зажечь плиту. Хозяин по нашей просьбе притащил позже микроволновку, сковороду с крышкой и тарелки. Мы попили чаю, поспали немного. Юра с Олей поехали кататься, а я сходила в магазин и занялась уборкой. Помыла полы, которые здесь давно не мыли, и вытерла пыль, которую здесь, похоже, не вытирали никогда. Когда они вернулись, мы еще раз все вместе сходили в магазин «Дружба», где продают вкусные пирожки. Дома мы с Олей настругали салаты, и я легла спать до 22 ч. Встретили Новый год под телевизор, есть почти не хотелось. Спать легли почти в 2 часа. Соседи в эту ночь почти не орали.
1.01.2016. Спали часов до 11. На улице -8. Мы позавтракали и поехали в Тирвас, смотреть новую лыжную трассу. По дороге набрали воды из родника по дороге к Кировску (6 км от круглой развязки в Апатитах). В Тирвасе действительно построили большой лыжный стадион, теплые раздевалки (но только 1 января они не работали). Освещенная трасса порядка 3 км, широкая, раскатанная, но нет прорезанной лыжни под классику. Трасса мне очень понравилась. Первый круг я проехала медленно, т.к. снимала на видеокамеру природу, Юру и Олю, и очень замерзла, потому что там дул сильный ветер. Потом я оставила видеокамеру в машине и второй раз уже проехала шустро, даже согрелась. Юра проехал 5 кругов, Оля – 4.
Приехали домой, стали доедать салаты. Юра с Олей смотрели Тур де ски из Ленцерхайде. Снега там ни фига нет, насыпали искусственный. Потом я пошла гулять, оказалось, что мы живем прямо возле площади Ленина.
Там светится новогодняя елка, тусуется народ, катаются дети на санках, вся площадь в разноцветных блестящих конфетти. И суровый, занесенный снегом Ленин, похожий на чудовищного монстра, смотрит со своего постамента. Я разведала, где находится остановка, чтобы ехать на автобусе в Кировск. Оказалось тоже совсем рядом.
Вечером я сварила суп и выяснилось, что у нас нет поварешки, пришлось черпать кружкой. Потом мы пошли гулять втроем. Зашли в сквер, обошли наш квартал и вернулись обратно. Мы живем рядом с отделением полиции, там на постаменте стоит старая желтая милицейская «Волга», и вроде даже в нее можно залезть. Там же мы паркуем машину рядом с полицией под знаком «Движение запрещено».
2.01.2016. Сегодня по прогнозу должно быть солнце, и я решила поехать на горных лыжах. В 11 часов мы приехали к «Атлету», Юра с Олей пошли кататься на 3 часа, а я поехала на машине в Большой Вудъявр. Там был жуткий туман, почти ничего не было видно. Я взяла skipass на 4 часа за 900 рублей. Но поднявшись наверх, выше облаков, я увидела солнце. Было уже больше 12 часов, оно как раз всходило. К сожалению, самый верхний бугель не вершину Айкуайвенчорр не работал, и я решила съездить на креселке К4 на северный склон. На вершине, где сходятся кресельный К4 с Б.Вудъявра и гондольно-кресельный с северного склона, было еще красивей. Все фотографировали солнце, золотые облака, друг друга и делали селфи. Я несколько раз прокатилась по северному склону. На гондольно-кресельном подъемнике К6 очень большая пропускная способность, т.к. там 6-местные кресла и 6-местные гондолы, когда все работает, очереди практически нет. Ветра тоже практически не было. После двух часов катания я все-таки немного замерзла и пошла греться в кафе. «Вот, - думаю, - сейчас глинтвейна попью». А потом вспомнила: «Ба! Да я ж за рулем!» Пришлось ограничиться какао с булочкой. Довольно бодро я откаталась оставшееся время и спустилась на парковку. Туман полностью рассеялся, и я с трудом узнала ее, но машину нашла быстро. Домой доехала без проблем. В общем, день удался. У Юры с Олей была длительная 3-часовая тренировка в Апатитах, домой они возвращались пешком (1 км с небольшим), а вечером смотрели Тур де ски.
3.01.2016. Сегодня -5-8. Юра с Олей решили поехать сегодня пораньше в Тирвас, а меня по дороге завезли в Кировск на Олимпийскую к северному склону. Там стояла огромная очередь на гондольно-кресельный подъемник, т.к. он почему-то не работал. Но когда я купила skipass, то он уже начал работать и очередь быстро рассосалась.
Здесь на северном склоне был небольшой туман, а когда поднялись наверх, то там дул сильный ветер. Я спустилась вниз в долину Большого Вудъявра. Небо было розовым, вот-вот должно было взойти солнце. Потом я опять поехала на северный на креселке, где было очень холодно. Я заметила, что вроде сегодня работает верхний бугель на вершину Айкуайвенчорр. Но потом, когда я вернулась в долину Вудъявра и встала в очередь на «швабры», подъемник сломался, не работал минут 20, а ветер все крепчал 9-13м/сек, температура -8-12. Потом подъемник заработал, но я на нем не доехала и до середины пути, как он снова остановился. Я окончательно продрогла, плюнула на все и поехала в кафе. Сегодня уж я не отказала себе в глинтвейне (150 руб.-маленькая порция и 240руб.-большая). Когда я немного согрелась и вышла на улицу, то увидела 2 огромные очереди на подъемники К1 и К3 (швабры и тарелочки). Отстояв очередь, я поднялась наверх, но подъемник К2 до вершины опять не работал. Я спустилась к кресельному К4, но он не работал из-за сильного ветра, а кроме как на нем я не могла ни на чем другом (кроме такси!) доехать до северного склона и ул. Олимпийской. Я еще несколько раз поднялась на «швабрах», но К4 так и не заработал. Очередь все росла, ветер крепчал, и я стала звонить Юре, чтоб он меня забрал из Большого Вудъявра. Но Юра уже успел выпить, пришлось Оле без прав (она их не брала с собой) садиться за руль. Через некоторое время они за мной приехали, а я пока грелась в кафе. Ввиду того, что кресельный и гондольно-кресельный подъемники не работали, весь народ, имеющий машины, ломанулся с северного склона в Большой Вудъявр. Вся парковка была забита и даже на дороге на протяжении метров 100 с обеих сторон стояли машины.
Сильный ветер сегодня даже в Апатитах. Юра с Олей побывали внутри нового лыжного комплекса в Тирвасе, там очень хорошо. Катались они недолго, часа 1,5, трасса там сложнее, чем в Апатитах, больше набор высоты.
4.01.2016. Сегодня дубак -15. Я решила поехать на горных, потому что в последующие дни будет еще холоднее. Машину Юра не дал, сказал: ты ее поставишь в одном месте, а потом подъемники отрубят, и ты туда не попадешь. В общем, он прав, я этого тоже боялась. Поэтому поехала на автобусе, вернее на маршрутке 102 до Олимпийской – 50 руб., прямо в горнолыжных ботинках. Холодно, -15, но подъемник гондольно-кресельный работал. Я взяла skipass на 4 часа, с 12 до 16. Возле северного склона ветра почти не было, но когда поднялись наверх, там прилично задувало. Я сразу поехала по 14-му черному склону до самого низа, а там такая очередь на нижнем бугеле! Но делать нечего, пришлось стоять минут 20-30. Потом я съехала к подъемникам К1 и К3 (швабры и тарелочки), а там опять офигенная очередь. Но на табло горит, что работают все подъемники. Тогда надо на самый верх. Ветер дует сильный 13-16 м/сек. Меня насторожило объявление: «Во второй половине дня возможно усиление скорости ветра». Я поднялась на швабрах и увидела, что наверх бугель не работает, значит, не побывать мне сегодня на вершине. Надо валить отсюда, потому что я уже замерзла, как цуцик. Съехала к креселке - и наверх на северный склон. Спустилась и пошла греться в дом, где раздевалка, ski-сервис и пр. Народу там набилось, как грязи. Народ сидел везде: на скамейках, на полу, на деревянной лестнице, под лестницей. А кому было негде сесть, тот стоял. Кафе здесь внутри нет, оно на улице. Отогревшись немного, я взяла в кафе чаю с булочкой и пошла опять в домик, где стоя все это съела. Глинтвейн здесь тоже был, только почему-то безалкогольный, а стоил 250 руб. Я решила, что буду кататься теперь только здесь, на северном склоне. Но уже набежала очередь, Подъемник периодически отключался. Наконец я поднялась наверх и стремглав спустилась, было 15 часов. Очередь опять была большая, но я думала, что пару раз я успею подняться. Но не тут-то было! Подъемник вообще вырубился. Минут 20 он вообще не работал, потом все-таки включился. В общем, я села в кресло в 15.45. Меня уже трясло от холода. По дороге мы пару раз останавливались, но ненадолго. Теперь домой, домой, домой! Я летела сверху, как ракета. Чуть ли не на ходу сняла лыжи и на остановку. Внизу стояла маршрутка 102, пустая. Наконец-то тепло. Водитель оказался разговорчивый, кроме меня никого не было, народ начал подсаживаться позже. И вот наконец я дома, в тепле.
Юра с Олей тоже сегодня намерзлись. Проехали 4 круга по 5 км.
5.01.2016. Сегодня -15. Поехали в «Атлет». Оделись сегодня потеплее. В лесу ветра почти нет, но на стадионе задувает сильно. Я проехала 2 пятерки – мужскую и женскую. Юра проехал 6 пятерок, Оля – 5. Я зашла в храм Новомучеников Российских. Потом поехали за водой на родник на трассе, а на обратном пути в большой гипермаркет «Твой», самый продвинутый магазин в Апатитах.
6.01.2016. Вчера Юра запланировал поехать на Рождественскую гонку в Полярные Зори, как в прошлом году. В 7 часов зазвонил будильник, Юра посмотрел на градусник и решил отказаться от поездки. Мороз -24. Поехали в «Атлет». Юра с Олей – на пятерки, а я с рюкзаком на ближний родник за водой (туда и обратно – 8 км). Туда я доехала довольно бодро за 30 мин., только вся заиндевела от мороза. Но нагрузив 2 бутыли – по 6 л и 1,5 л – я вообще не могла ехать в гору, большую часть просто шла пешком на прямых лыжах. Обратно шла 40 минут. Юра с Олей как раз проехали по 3 пятерки. Юра отморозил себе щеки, они припухли и стали красными, и он стал похож на клоуна.
7.01.2016. Рождество Христово. Решили устроить сегодня день отдыха. Спали до 10. В Апатитах -22, в Кировске -17. Мы поехали в Кировск в музейно-выставочный центр возле башни с часами. По дороге заехали на родник. Можно было мне и не мучиться вчера… Возле музея забавная фигурка веселого рудокопа. На самом-то деле там не очень весело… В музее нам очень понравилось, такую экспозицию отгрохал «ФосАгро»! И причем вход бесплатный. Музей пользуется популярностью, особенно в такой мороз. Часть народа была в горнолыжных костюмах. Мы провели там почти 3 часа. На выставке в фотографиях, видео-материалах и диораме представлена вся история создания треста «Апатит» и рудников. Примечательно, что первым управляющим треста «Апатит» был Василий Кондриков, награжденный в 1933 г. орденом Ленина и расстрелянный в 1937 г. как враг народа (в 37 лет!). Последующие руководители с 1937 по 1942 оставались на этом посту не более двух лет, сменяя друг друга. Скорей всего, их постигла та же участь…
8.01.2016. Сегодня тепло -13. Наши соседи сбоку устроили ругань до часу ночи, а соседи сверху устроили дискотеку и скакали полночи. Мы катались у «Атлета». Юра проехал почти 6 пятерок, Оля – 5, я – одну и еще 8 км по освещенке. Сегодня у детей соревнования по лыжам, их набилось в спорткомплексе немереное количество вместе с родителями и тренерами. Мы хотели уехать завтра в 6 часов вечера, покататься, посмотреть Тур де ски… Но хозяин запросил доплату в 1,5 тыс. рублей. Юра сказал: да пошел он! Так что придется уезжать в 10 утра. Вечером собираем вещи. У меня наварено еды на весь завтрашний день, придется все брать с собой, не выбрасывать же!
9-10.01.2016. Встали в 8, позавтракали, сложили вещи, закинули в машину. 10 часов, ждем хозяина. Минут через 10 я ему звоню: мы же вчера договорились, что вы в 10 придете. Он ничего не помнит. Такое чувство, что вчера он был пьяный. Через некоторое время пришел, отдал нам 3000руб. залога, и мы поехали в «Атлет» кататься. Сегодня мороз около -20. Лыжи ни фига не едут. Я кататься не стала, бегала охотилась за Юрой и Олей, чтобы снять их на видеокамеру. Но они остались недовольны, потому что лыжи совершенно не ехали и они не смогли показать все свое мастерство. Потом они еще поускорялись, но я уже к тому времени замерзла и ушла.
Выехали мы в 13 часов. «Остров Крым» слушать не стали, решили послушать рассказы Сергея Довлатова. В Полярных Зорях было -25. На трассе было много питерских машин, тоже, наверное, возвращались с каникул. Но Юра их всех обгонял. Так мы проехали примерно 500 км. Я слегка задремала, проснулась, как обычно, от резкого поворота руля и увидела впереди фары встречной машины. Машину бросало из стороны в сторону, от встречки Юра ушел и пытался выправить машину, и в какой-то момент мне даже показалось, что у него это получится, но тут нас понесло резко вправо. Кювет был неглубокий, и мы полетели по его склону, срубая на ходу небольшие деревья и кусты, под углом градусов в 40 к дороге. Потом был сильный удар, мы наткнулись правым передним колесом на большой пенек, перескочили через него и застряли на нем задним левым колесом.
Машина остановилась, накренившись на правый бок, но подушки безопасности не сработали, видно глубокий снег слегка загасил нашу скорость. От удара торпеда (skibox) съехала по направляющим до конца и нависла, мне показалось даже, что она открылась. Рычаг переднего правого колеса загнулся чуть ли не на 90 градусов, и оно заклинилось. Передняя правая дверь не открывалась. Но мотор работал и фары горели, хотя все пластмассовые части справа спереди были разбиты. Тут же стали останавливаться питерские машины, чтобы нам помочь. Я стала фотографировать машину со всех сторон для страховой компании, ведь она застрахована по КАСКО. Правее траектории нашего «полета» стояли 2 огромных камня, а наш пенек можно сказать, нас спас. Все это было в 18.25. Сначала пробовали ее общими усилиями как-то сдвинуть с места вручную, но через пенек было не перескочить. Потом какой-то джип стал нас тянуть за трос, удалось сдвинуть машину с места, но вытащить ее на дорогу у него не хватало сил. Тут уже стали останавливаться проходящие во встречном направлении КамАЗы (или что-то вроде них), и один из них легко вытащил нас на дорогу. Мы поблагодарили всех, и народ постепенно стал разъезжаться. Мы стояли на аварийке, и еще многие останавливались спросить, не надо ли помочь. Юра выкинул переднее колесо в мусор и поставил запаску, но ее клинило из-за этого рычага, и ехать машина не могла. Мы вызвали ГИБДД, они приехали часа через полтора и долго-долго вместе с Юрой составляли протокол. Мы стали звонить разным эвакуаторам, они все нарасхват, все водители не спали сутками из-за работы. Хорошо, что у нас был полный бак бензина, и мы могли сидеть в машине и греться. На улице было -22. Наконец удалось договориться с одним из Медвежьегорска (до него было 80 км). Он приедет за нами, довезет до Петрозаводска, а там мы пересядем на другой эвакуатор, который довезет нас до Питера. Эвакуатор Hyundai приехал около полуночи, долго грузились. Мы забились втроем на переднее двухместное сиденье к нему в кабину. Ехать было очень холодно. Водитель ехал очень бодро, и когда он разгонялся до 110 км/ч и обгонял попутные легковые машины, нам с Олей было страшно. Но он ехал очень уверенно. В 3 часа ночи приехали в Петрозаводск. Первому вод
ителю заплатили 12 тыс. руб. Перегрузились во второй эвакуатор. Водитель предложил нам сесть в нашу машину, включить обогрев и сидеть там тихонько, не высовываться, особенно на постах ГАИ. Мы так и сделали. Долго не могли согреться, хотя у нас был чай в термосе и куча еды. Постепенно мы отогрелись и нам даже удалось заснуть. Ехали мы до Питера 7 часов. Температура за бортом -22. Этот водитель был помоложе первого, но ехал помедленней, но так оно и спокойнее. Приехали в Питер в 10 утра. Выгрузили машину в наших гаражах на Северном проспекте. Нам повезло, что в это время там был председатель гаражного кооператива, который определил нам место под солнцем, где можно оставить машину. Второму эвакуатору заплатили 17 тыс. руб. Вот так, в общем-то, счастливо закончилось наше путешествие. Здесь все
фото.